19-10-2025
Высоцкий Владимир Михайлович
учитель ГКУ ЛНР "Республиканский центр социальной реабилитации детей-инвалидов "Возрождение" Алчевское отделение
Адаптация детей с инвалидностью в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклонений в развитии
Из опыта работы
Одним из основных направлений обеспечения особенных потребностей ребёнка с ограниченными возможностями является необходимость его социализации, постепенной интеграции в общество.
Профессия учителя в центре реабилитации - профессия комплексная, потому что требует значительного объема разнообразных знаний, умений и навыков.
Учитель выбирает эффективные формы и методы реабилитационной работы, помогает ребёнку преодолеть комплекс неполноценности и учит его жить среди сверстников. Через игру на коррекционных занятиях ребёнок знакомится с окружающей средой, с явлениями, которые происходит в мире, в обществе, в природе, в быту, а также учится оценивать их, а также приобретает навыки и умения необходимые для дальнейшей жизни в обществе.
Взаимодействие учителя и родителей ребёнка–инвалида – это необходимый и очень сложный участок работы. Основная задача педагога – убедить родителей в том, что ребёнок с ограниченными возможностями может преодолеть или уменьшить свой недостаток, сможет приспособиться жить и учиться в коллективе ровесников. Учитель в реабилитационном центре совместно ведущими специалистами и родителями осуществляет выполнение индивидуальной программы реабилитации, проводит планирование задач для семьи, обеспечивает выполнение рекомендаций психолога, логопеда и других специалистов.
У подопечных центра социальной реабилитации детей-инвалидов разные инвалидизирующие диагнозы (нозологии), разный уровень умственного и психического развития. Многие из них обучаются в общеобразовательных и специализированных школах по разным программам (общая, адаптированная общеобразовательная программа, индивидуальное обучение, обучение в инклюзивных классах), другие находятся на домашнем или семейном обучении, что в свою очередь влечёт за собой проблемы коммуникации и социализации.
За годы многолетней практики в нашем отделении оправдала себя система распределения детей с ОВЗ в центре реабилитации по возрастным группам. Исходя из состава и возраста целевой группы формируются цели, задачи, направления, принципы и методы коррекционно-развивающей деятельности.
Одной из проблем в реализации коррекционно-развивающей программы развития ребёнка с ОВЗ является их адаптация в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Основными целями работы учителя в коррекционном процессе центра реабилитации являются:
- своевременная помощь детям – инвалидам при освоении программного минимума содержания образования в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;
- коррекция развития познавательной сферы ребёнка в динамике реабилитационного процесса;
- адаптация ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклонения в развитии.
Содержание моей профессиональной деятельности направлено на решение следующих задач:
- выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей ребёнка;
- определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого ребёнка;
- разработка индивидуальных комплексных программ развития в условиях взаимодействия всех специалистов центра реабилитации (учитель-логопед, практический психолог, врач невролог, врач-педиатр и врач-психиатр);
- прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем; - изучение уровня умственного развития детей и результатов коррекционного воздействия;
- динамическое изучение психического развития ребёнка, контроль над соответствием программы обучения с реальными достижениями и уровнем развития ребёнка;
- проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми –инвалидами, подбор разнообразных форм, приемов методов и средств обучения;
- консультирование родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
Представленные направления коррекционной работы помогают достигать реализации поставленных задач:
1. Диагностическое
2. Коррекционное
3. Аналитическое
4. Консультативно-просветительское
5. Организационно-методическое
Направление
Содержание
Диагностическое направление Цель обследования состоит в выявлении уровня актуального развития и зоны ближайшего развития ребенка – инвалида с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за его развитием; выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления.
Коррекционное направление Коррекционное направление представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка, преодоление и компенсацию отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации индивидуальных программ. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержание коррекционной работы.
Аналитическое направление Данное направление обеспечивает взаимодействие всех специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционно-развивающих занятий.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление Это направление предполагает оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка, разработка рекомендаций родителям в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в реабилитационный процесс;
Организационно-методическое направление. Это направление включает подготовку к заседаниям методических объединений, педагогическим советам, а также оформление документации.
В своей профессиональной деятельности я руководствуюсь следующими принципами:
- развивающее обучение, направленное на развитие личности ребёнка, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;
- воспитывающее обучение, способствующее развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;
- систематичность и системность в реабилитации;
- доступность, позволяющая раскрыть содержание материала на доступном для ребенка-инвалида уровне;
- дифференцированный подход, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;
- индивидуализация обучения, позволяющая осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в зависимости от его психофизических характеристик.
В процессе реализации коррекционно – развивающих программ в своей практической деятельности использую разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные здоровьесберегающие образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, применение которых способствует укреплению здоровья, максимальной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического и соматического развития детей с инвалидностью. Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, целевые экскурсии и прогулки), опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и детской гигиены, обеспечиваю охрану жизни и здоровья воспитанников в период реабилитационного процесса.
Результативность моей коррекционной работы определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала детьми с ОВЗ школьной программы и положительной динамикой в развитии личности ребёнка в целом.
