03-12-2024
Моисеева Надежда Федоровна
Воспитатель, "МБДОУ Детский сад№208", г.Чебоксары
«Игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей»
Наблюдая за развитием ребенка нетрудно заметить: способность чувствовать возникает у него раньше, чем способность мыслить. У ребенка часто чувство, как правило, преобладает над разумом. И язык эмоций ребенку понятнее и ближе, чем язык рассуждений. Детские эмоции, помимо высокой восприимчивости, захватывают всю личность. Сильные эмоциональные переживания быстрее вызывают в ребенке стрессовое состояние, способствуют истощению нервной системы. Такое же травмирующее действие оказывает и быстрая смена эмоций, особенно положительных на отрицательные.
Таким образом, ребенок нуждается в эмоциональных переживаниях, и ограничивать его в этом – значит обеднять его жизнь, искажать его характер. Но с другой стороны, сильные переживания истощают. Его стремление к эмоциональным состояниям подобно влечению мотылька к огню, если вовремя не остановить, он может пострадать. Поэтому, с детьми дошкольного возраста необходимо проводить целенаправленное развитие: чувства самоконтроля, произвольности эмоциональных переживаний, высших чувств, регуляции динамики эмоциональных процессов т. к. данная работа способствует их своевременному психологическому созреванию, а также поможет решить ряд проблем у дошкольников, в том числе трудности принятия на себя новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу. Предлагаю в летний период проводить ежедневные игры по снятию психоэмоционального напряжения у дошкольников.
Игра «Клубочек».
Цель: концентрация внимания, снятие эмоционального напряжения.
Описание игры: Ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, он успокаивается. Когда подобная игра станет для детей привычной, они сами обязательно будут просить взрослого дать им «волшебные нитки» всякий раз, как почувствуют: огорчение, усталость или «возбуждение».
Игра с песком (крупой) «Археология».
Цель: развитие мышечного контроля, успокоение, снятие возбуждения у ребенка.
Описание игры: Взрослый опускает кисть ребенка в таз с песком и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
Комментарий: Песок можно заменить крупой.
Игра «Ласковые лапки»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.
Описание игры: Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; взрослый объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Комментарий: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
Игра «Ловим комаров» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность ребенку подвигаться в свободном ритме и темпе.
Описание игры: Скажите ребенку: “Давай представим, что наступило лето, я открыла форточку, и к нам в дом налетело, много комаров и сейчас мы будем их ловить. Вот так! Взрослый в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Ребенок будет “ловить комаров” в своем темпе и в своем ритме.
Упражнение «Спящий котенок"
Цель: снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног.
Описание: Представь себе, что ты веселый, озорной котенок. Котенок ходит, выгибает спинку, машет хвостиком. Но вот он устал, начал зевать, ложится на коврик и засыпает. У котенка равномерно поднимается и опускается животик, он спокойно дышит (повторить 2-3 раза).
«Кулачки». Цель: способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного на¬пряжения. Дайте ребенку в каждую руку какую-нибудь резиновую игрушку (шар, кольцо) и попросите его сжать кулачки крепко-крепко. Пока он подержит кулачок сжатым, пусть считает до 5. Затем пусть ребенок разожмет кулачки и сделает громкий выдох. Руки и тело расслабятся. «Лепим настроение» Цель: работа с мягким пластилином/кинестетическим песком/соленым тестом/глиной/восковым пластилином дает возможность отреагировать свои чувства, изменить плохое настроение на хорошее. Разминая пластилин, ребенок лепит свое плохое настроение и рассказывает, от чего настроение испортилось. Это позволяет прожить агрессивные чувства. Затем ребенку предлагается выбрать цвета, которые нравятся, и вылепить из них хорошее настроение (или раскрасить глину/соленое тесто в цвета своего хорошего настроения).