02-02-2023
Павлова Любовь Ивановна
учитель начальных классов Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение Клетско - Почтовская средняя школа х. Клетско - Почтовский
Комплексный подход к оценке результатов образования
Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.
Особенностями комплексной системы оценки являются:
• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно – деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
• оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
• сочетание внешней и внутренней оценки;
• уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария;
• использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений);
• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Стандартами предусмотрено проведение диагностики результатов личностного развития, что предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
Учитель создает условия для формирования личностных УУД, оценивает изменения, происходящие в разных сферах личности школьника:
• учебно-познавательных мотивах;
• взаимоотношениях со сверстниками;
• гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере);
• уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка)
Объектом оценки личностных результатов служит сформированность УУД, включаемых в три блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося
• —смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя»)
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
Личностная оценка неперсонифицирована, но в текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
1) соблюдении норм и правил поведения
2) участии в общественной жизни ОО и ближайшего социального окружения;
3) прилежании и ответственности за результаты обучения;
4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;
Содержание метпредметных результатов определяется междисциплинарной программой формирования УУД.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8. Смысловое чтение;
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Универсальные учебные действия (УДД) ФГОС группируются в четыре блока: - личностные, - регулятивные, - познавательной направленности и - коммуникативные.
Конечно, умения и навыки, обозначенные в новых документах, как метапредметные результаты, всегда занимали важное место в системе образования, но впервые в истории отечественной педагогики они выделены в отдельное направление педагогической деятельности.
Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД и применению системно-деятельностного подхода к обучению.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов являются
- комплексная работа на метапредметной основе (показывает умение работать с текстом и информацией)
- защита итогового индивидуального проекта (демонстрирует уровень сформированности УУД)
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
Предметные результаты
Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.
В систему оценки предметных результатов входят:
• Опорные знания по предметам, которые включают в себя ключевые теории, идеи, факты, методы, понятийный аппарат;
• Предметные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ, поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения.
Оценка предметных результатов описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам. Описание их представлено ООП, в разделе «Планируемые результаты».
Структура их описания состоит из трёх уровней. Уровневый подход предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
В первом блоке представлены цели-ориентиры, определяющие ожидаемые результаты изучения данного предмета.
Во втором блоке («Выпускник научится», это базовый уровень) отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения и соответствующие опорной системе знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служат основой при определении содержания итоговой оценки выпускников.
Третий блок планируемых результатов («Выпускник получит возможность научиться», это повышенный уровень) отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого блока отражает задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и способностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития.