21-02-2025
Файзулин Фаниль Камильевич
учитель , МОБУ Воздвиженская СОШ, Саракташский район Оренбургская область
Тема: Урок Конституция Российской Федерации 02.12.24
Цель: Совершенствование правовой грамотности учащихся, осознание гражданской ответственности за формирование демократического государства, воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в согласии в поликультурной и многонациональной стране.
Оборудование: Конституция РФ, звукозапись гимна, презентация.
Цели урока:
разъяснить учащимся сущность Основного закона страны;
познакомить с правовым статусом гражданина РФ;
сформировать уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга.
Задачи:
формирование чувства истинного патриотизма;
воспитание личной и гражданской ответственности за умение жить в согласии в поликультурной и многонациональной стране.
Ход урока:
1) Организационный момент. Приветствие, Проверка учащихся.(1 минута)
2) Мотивационно-ориентировочный
Решение заданий №5. Сайт: Решу ОГЭ
• 1)Какой вид политической деятельности осуществляют лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.
2)Какой вид политической деятельности осуществляет гражданка, изображенная на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно регулярно участвовать в данном виде деятельности.
• 3)Какое место данный нормативный правовой акт занимает в иерархии законов Российской Федерации? Используя обществоведческие Какое место данный нормативный правовой акт занимает в иерархии законов Российской Федерации?
Актуализация знаний:
Учитель: Среди множества законов и иных правовых актов есть один, роль и значение которого трудно переоценить. Иногда его так и называют – Основной Закон, но чаще – Конституция.
Конституция (от латинского слова «конститутио» - устанавливаю) – это основной закон государства, определяющий:
1) как устроено общество и государство,
2) как образуются органы власти,
3) каковы обязанности граждан,
4) герб, гимн и флаг государства, его столица и др.
Основным законом Конституция называется потому, что все остальные законы должны ориентироваться на ее содержание, подчиняться ей, соответствовать ее положениям. Если какой-то закон противоречит Конституции, он получает наименование антиконституционного.
Конституция - выступает как «общественный договор», заключаемый между гражданами и государством.
Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей.
Конституция, выступает основой всего законодательства.
кратко знакомимся с мнением журналиста.
Для меня важно, что нынешняя Конституция обращена всеми своими статьями к личности, к человеку, к гражданину. В ней нет и намека на верховенство одних и даже косвенную подчиненность других. В ней черным по белому записано признание идеологического многообразия, политического многообразия, многопартийности, равенства перед законом общественных организаций, то, что никакая религия не может признаваться государственной.
Л. Корнешов, журналист
Прокомментируйте мнение
Давайте ребята поближе познакомимся с этим документом.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
• Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
• соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
• сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
• исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
• чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедли¬вость,
• возрождая суверенную государственность, России и утверждая незыблемость ее демократической ос¬новы,
• стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
• исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Подведение учителем сказанного: таким образом в водной части говорится об уважении к Отечеству и необходимости обеспечить процветание и благополучие России.
СОДЕРЖАНИЕ (закон состоит из 9 глав)
Раздел I
Глава 1. Основы конституционного строя
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Глава 3. Федеративное устройство
Глава 4. Президент Российской Федерации
Глава 5. Федеральное Собрание
Глава 6. Правительство Российской Федерации
Глава 7. Судебная власть
Глава 8. Местное самоуправление
Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции
Раздел II
Заключительные и переходные положения
Учитель организует работу в малых группах.
Каждая группа получает задание по главам Конституции:
1. Что является наивысшей ценностью? Статья 2
2. Источник власти? Статья 3 пункт 1
3. Как осуществляется власть? Статья 3 пункт 2
4. Можно ли лишиться гражданства? Статья 6
5. Социальная политика государства ( 1 пример) Статья 7 пункт 1
6. Что означает «светское государство»? Статья 14
7. Что означает «социальное государство»? Статья 7 пункт 2
8. Кто может стать президентом? Статья 80-81
9. Законодательная власть. Кто входит? Кто может стать депутатом?
10. Исполнительная власть. Кто входит? Функции.
11. Судебная власть?
Итоги: Законы бывают разные (об образовании, о здравоохранении, о земле…). Конституция – Основной закон государства, закон законов.
12 декабря является государственным праздником нашей страны. 12 декабря – праздник наших законов, прав и обязанностей.
Рефлексия.
Решение теста.
Закрепление. Решите тест.
1. Какое право относится к группе социально-экономических прав человека?
1) на доступ к культурным ценностям 2) на охрану здоровья и медицинскую помощь
3) на неприкосновенность частной жизни 4) на равенство перед законом и судом
2. Конституционная обязанность гражданина РФ —
1) участие в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя 2) уплата налогов
3) участие в выборах 4) обращение в государственные органы
3. Родители двухлетней девочки в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС ее рождение. Какое право ребенка было нарушено?
1) быть защищенным от насилия 2) знать своих родителей
3) жить и воспитываться в семье 4) получить имя и фамилию
4. В соответствии с Конституцией граждане РФ обязаны
1) участвовать в отправлении правосудия
2) выбирать род деятельности и профессию
3) участвовать в управлении делами государства
4) заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
5. Что из перечисленного ниже является конституционной обязанностью гражданина РФ?
1) участие в деятельности политических партий 2) уплата налогов
3) защита чести и достоинства 4) обращение в государственные органы
6. Конституционной обязанностью граждан РФ является
1) Защита отечества 2) участие в экономической жизни государства
3) работа в органах социальной защиты 4) участие в работе парламента
7. Российской Конституцией гарантировано каждому человеку право на свободу и личную неприкосновенность. О каком виде прав идет речь?
1) политических 2) экономических 3) естественных 4) социальных
8. Какое право относится к группе социально-экономических прав человека?
1) на охрану здоровья и медицинскую помощь 2) на неприкосновенность частной жизни
3) на доступ к государственной службе 4) на равенство перед законом и судом
9. Во время выборов в Государственную Думу избирательная комиссия, несмотря на поступившее заявление от инвалида о желании проголосовать, забыла послать на его квартиру членов избирательной комиссии с урной для голосования. Какое право гражданина было нарушено?
1) экономическое 2) гражданское 3) политическое 4) социальное
10. Очистные сооружения на комбинате в городе М. пришли в негодность, и промышленные выбросы загрязняют реку и воздух . Ремонт очистных сооружений , требующий значительных финансовых затрат, администрация комбината решила отложить на полгода. Какое право жителей города нарушается в этом случае?
1)На участие в управлении делами комбината; 2)На благоприятную окружающую среду;
3)На неприкосновенность частной собственности; 4)На социальное обеспечение
Домашнее задание: написать небольшое сочинение «Конституцию страны должен знать каждый гражданин. Согласны ли вы с этим?»
Список использованной литературы:
1. Данилов А.А, Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начало XXI века. – учеб. для 9 класса общеобраз. учрежд., 4-е изд.- М.: Просвещение, 2007. – 383с.: ил.
2. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России XX – начало XXI века. – учеб. для 11 класса общеобраз. учрежд., 9-е изд.- М.: Русское слово, 2009. – 479 с.: ил.
3. Конституция РФ. http://www.constitution.ru/
4. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. – учеб. для 6 класса общеобраз. учрежд., 11-е изд.- М.: Русское слово, 2008. – 183 с.: ил.
5. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. – учеб. для 9 класса общеобраз. учрежд., 8-е изд.- М.: Русское слово, 2008. – 221 с.: ил.
Учитель истории и обществознания МОБУ Воздвиженская СОШ: Ф. К. Файзулин