Статьи

«Нравственный облик героев в рассказах А.П.Чехова»

04-09-2025

Меркулова Елена Леонидовна

учитель русского языка и литературы ГБОУ "Черемшанская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза И.Н.Конева

Цели урока: на примере рассказов «Тонкий и толстый» и «Радость» А.П.Чехова обобщить и систематизировать знания об особенностях стиля писателя;
- учиться находить особенности стиля в тексте;
- закрепить знания о понятиях «юмор», «сатира»;
- развивать умения сценически точно передавать особенности языка
и поэтики автора;
- развивать умение выделять основную мысль текста;
- воспитывать умение чувствовать плохое и хорошее, достойное и
унизительное в человеке;
- развивать коммуникативные навыки учащихся.
Тип урока: урок углубленной работы над текстом произведения
Планируемые результаты:
Познавательные: уметь анализировать, синтезировать полученную информацию для составления ответа, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения, смысловое чтение текста (с выделением смысловой, подтекстовой информации).
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции.
Коммуникативные: изложение своего мнения в учебном монологе, диалоге, , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами; осознанное использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей
Личностные: аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев
Технологии: технология развития критического мышления
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Формы деятельности учащихся:
- коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ход урока.
Орг.момент.
Мотивация
Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть сегодня. Стряхните сон и напряжение. У нас много интересной работы: мы будем рассуждать, доказывать, творить.
Жил на свете необыкновенный доктор. Он очень много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но и, главное, словами. Помогал он и больным, и здоровым. Потому, что он был не только доктор, но и замечательный писатель. А звали его … Антон Павлович Чехов, который в своё время очень правильно сказал: В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли” ( 1 слайд)
- Как вы понимаете смысл этих строк и как они связаны с темой нашего урока?
- Какие бы вопросы вы поставили перед собой, чтобы разобраться с заданной темой?
Ни одному русскому человеку не надо объяснять, кто такой А.П.Чехов. С самого раннего детства нам знакомы герои его рассказов: Каштанка, ставшая самой известной литературной собакой, Ванька Жуков, пишущий письмо на деревню дедушке. Мне хочется рассказать вам о наиболее интересных фактах из жизни и творчества Чехова.
Презентация о жизни и творчестве А.П.Чехова (интересные факты)
И сегодня на уроке мы соприкоснемся с творчеством великого мастера меткого живого слова на примере сатирических (юмористических) рассказов, цель написания которых-обличение человеческих пороков.
Словарная работа. Что такое пороки? Порок-это нравственный недостаток,
отрицательное качество человека. (запись в тетрадях)
-Учитель. Ребята, а какие отрицательные нравственные качества человека вы знаете?
-ученики (Трусость, жадность, зависть, предательство, хвастовство, подхалимство и т.д.)
Учитель. Правильно. Молодцы.
-Учитель. Дорогие ребята, давайте поговорим об юмористическом рассказе, который вы прочитали дома (Проверка Д\З )
Чехов рассказ «Толстый и Тонкий»? (коллективная работа)
-Учитель: О чем этот рассказ? Какое событие лежит в основе рассказа?
-Ученик. О встрече 2 одноклассников
-Учитель: где они встречаются? (На Николаевской железной дороге)
Учитель: как их звали? ( Тонкого –Порфирий, толстого-Миша)
УЧ. Какие чувства испытывают школьные товарищи при встрече?
-ученики. Чувство радости, изумления, герои интересуются жизнью друг друга, оба приятно ошеломлены
-УЧ. Как изменяется поведение Тонкого, когда он узнаёт, что его одноклассник дослужился то тайного советника и почему? Найдите в тексте. (работа в паре)
-УЧЕНИК «Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; обращается к толстому Ваше превосходительство. Потому что тонкий привык унижаться.
УЧИТЕЛЬ жалкое поведение, хихиканье и лесть – обычная защитная реакция маленького человека перед лицом, занимающим высокий гражданский чин.
-Учитель. Нам стыдно за тонкого, который так унижается, чувствуя себя ничтожным по сравнению с толстым.
-УЧ. Как отнесся толстый к произошедшим изменениям в поведении и внешности тонкого и почему? Работа с текстом.(работа в паре)
(«Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»).
УЧ. Как простились друзья детства?
(«Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «хи-хи-хи». .
Толстый. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку»).
- Кого, по вашему мнению, больше осуждает автор: толстого или тонкого? И почему вы так думаете? (Тонкого. Показ чинопочитания)
Ученик. Подхалимство, угодничество, чинопочитание, унижение.
-Учитель. Эти качества отрицательные для человека, и они не единственные. ???
-Учитель. Предлагаю прочитать рассказ Чехова «Радость»
Уч. О чём нам говорит название рассказа?
Ученики. Что речь пойдёт о какой-то радости
Уч. - Когда человек испытывает радость?
Ученики. ( когда хвалят, радость от достигнутого результата)
А какую радость испытывает наш герой , мы узнаем, прочитав сам рассказ.
-Чтение рассказа «Радость» (текст читается по ролям учащимися)
Объяснение непонятных слов. Коллежский регистратор- низший гражданский чин 14 класса в табеле о рангах
Портерная-пивная
(На доске готовый алгоритм анализа рассказа) ???
УЧ. Обратите внимание на время действия"). (12 часов ночи).
Уч. В каком состоянии Миша Кулдаров влетел в квартиру своих родителей? (возбуждённый, взъерошенный)

РАБОТА В ГРУППАХ.
- Как прославился герой? (В нетрезвом состоянии упал под лошадь, получил удар оглоблей по затылку; был отведён в полицейский участок об этом случае написали в газете) (1 группа)
УЧ.- Скажите, умный ли способ прославиться?(глупый)
- Сам герой осознает свою глупость? Объясните почему.(Нет. Он даже по ходу чтения заметки комментирует, сообщает подробности, бежит показывать статью другим. Спешит поделиться "радостью") (2 группа)
Почему папаша побледнел, а мамаша 2 раза взглянула на образ и перекрестилась?(3 группа) (Родители уже предчувствовали, что они не услышат хорошей новости, так как знали, что их сын не способен на хорошие поступки)
. Разделят ли радость главного героя рассказа Макаровы и Иваницкие, к которым он побежал с номером газеты? (4группа)
Над чем смеётся Чехов в финале (конце рассказа)? (5 группа)
-Над глупостью, хвастовством.
Митя хвастается тем, чем нужно стыдиться.
- УЧ. комизм этой ситуации в несоответствии - повода для радости нет, а герой радуется)
Рефлексия
УЧ. Ребята, какой вывод для себя вы извлекли?
Чехов показывал в своих рассказах недостатки людей, прочитав о которых, каждый умный человек постарается их исправить.
Рассказ Чехова современен для нас?»
Время прошло, но ничего не изменилось,
Глупое желание прославиться любой ценой и сейчас заставляет многих молодых людей хвастаться в соцсетях не настоящими достижениями,
а недостойными поступками.
Читаешь – и становится грустно от этой глупости и пошлости, которые выставляются напоказ, которыми бравируют и гордятся, и сразу вспоминаешь и глупенькое стремление некоторых наших современников прославиться (передачи «Поле чудес» , «Я смешной» и т. п.) , и беззастенчивое выставление напоказ всему миру далеко не лучших своих качеств («Дом-2»)… Времена меняются, научно-технический прогресс достигает все больших и больших вершин, а современные Мити Кулдаровы всё бахвалятся своими «достижениями» , не понимая, что в лучшем случае только ненадолго смешат народ
Ребята, если бы у вас на столах лежала Жалобная книга,
нашлись бы среди вас те, кто сделал бы в нее запись?
А теперь давайте представим, что перед вами вместо
Жалобной книги — Похвальные книги. Вспомните, как сегодня работали вы, ваши партнеры, одноклассник на противоположном
ряду и т.д. Запишите в вашу Похвальную книгу какую-нибудь фразу
относительно сегодняшнего урока.
Домашнее задание. 1. Найти произведение в русской или зарубежной литературе, в котором так же,как и в рассказах А.П.Чехова, высмеиваются человеческие пороки.
2.Написать отзыв на рассказ.
Рассказ «Радость» А.П. Чехова не теряет актуальности. Люди не меняются: тщеславие и глупость никуда не исчезли. В наше время более чем когда-либо люди стремятся к сомнительной известности. Благо, есть социальные сети, где можно выкладывать о себе всё, что может привлечь внимание других к своей персоне. А ещё есть ток-шоу, где можно легко попиариться. И самые постыдные моменты своей жизни человек выставляет напоказ. Зато после этого о нём знают все.

 

Поиск