Статьи

Основные принципы формирования положительной мотивации к обучению в детском хоровом коллективе

23-04-2025

Толстик Ольга Юрьевна

преподаватель

Основные принципы формирования положительной мотивации к обучению в детском хоровом коллективе.
О.Ю.Толстик
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 6»
Советского р-на г.Казань

1. Вступление
Хоровое пение является одной из важных и обязательных дисциплин Учебного плана образовательных программ Детской музыкальной школы, направленной на развитие навыков ансамблевого музицирования, вокально-интонационных навыков, мелодического и гармонического слуха. Занятия хоровым пением, так же, призваны формировать художественный вкус обучающихся, расширять их кругозор, выявлять и развивать творческий потенциал. Воспитание полноценного музыканта, выпускника музыкальной школы не возможно без комплексного развития всех видов музыкальной деятельности, в том числе, без занятий коллективным музицированием – хоровым пением. Но, к сожалению, необходимо отметить снижение интереса к предмету «хор» у обучающихся последние 15 – 20 лет. Времена популярности детских хоровых коллективов «Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения» под управлением В.Попова, хоров «Пионерия», «Весна» и многих других ушли в прошлое вместе с 70-80 годами минувшего столетия. В причинах такого явления и путях решения проблемы постарается разобраться автор данной статьи.
1. Сегодня «хоровики», преподаватели своего любимого предмета, выращенные в хоровых коллективах детских музыкальных школ на примерах и с любовью к традиционной русской и советской хоровой школе, задаются вопросом: почему дети текущего столетия не проявляют живого интереса к занятиям в хоровом коллективе. А в некоторых случаях слово «хор» стало словом нарицательным, указывая на скучное и унылое времяпровождение.
Телевидение и средства массовой информации сейчас не обвиняет только ленивый. И все же. Культивирование образа и авторитета личности – лидера, личности конкурентоспособной, воспитывают сознание не только детей, но и их родителей, которые считают важным вырастить своего ребенка с большим, сильным и крепким «Я». А приправлена эта идеология огромным количеством шоу – ярким, громким, блестящим. Поэтому более популярным занятием становятся занятия сольным эстрадным вокалом. Или занятия в вокально-хореографических коллективах эстрадного направления. Академическое звучание аккуратных, бережно и нередко с большим трудом выстраиваемых унисонов хоровых коллективов как будто теряется рядом с громким звучанием микрофона, заводными ритмами фонограммы и яркими костюмами…
Еще одним негативным фактором формирования художественного вкуса детей являются слабые возможности медийного пространства – телевидения, радио, интернета (излюбленного времяпровождения подрастающего поколения). Сейчас с экрана телевизора, из радиоприемника редко услышишь классическую музыку. Даже если сравнить музыкальное сопровождение мультфильмов и детских фильмов настоящего времени и «советских» времен, будет очевидно, в какие времена отдавалось предпочтение классической музыке. Достаточно назвать мультфильмы 20 века, созданные в Советском Союзе: «Щелкунчик», «Гадкий утенок», «Марш деревянных солдатиков», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Картинки с выставки», в которых звучит музыка П.И.Чайковского, Н.А.Римскаго-Корсакого, М.П.Мусоргского.
Итак, можно сделать вывод о том, что ни социальный заказ, ни внешние условия и среда обитания детей, ни круг их интересов не способствуют популяризации академического хорового искусства. Дети мало знают о хоровом пении, а то, что они знают, не вписывается в круг их интересов. А значит нужно искать такие методы и формы работы, которые смогут зародить и развить интерес к хоровой музыке, поменять представление детей об академической музыке и раскрыть ценность и увлекательность такого вида искусств.
2. В нашей практической работе с детским хоровым коллективом мы стараемся обозначать проблемы, мешающие продуктивным занятиям, отсутствию положительной мотивации учащихся и искать пути их решения.
3.1.Без систематических, регулярных, последовательных занятий невозможен положительный результат. А если учесть, что для групповых занятий систематичность уроков должна обеспечиваться для всей группы, для каждого участника хора, тогда становится понятным, насколько важен фактор высокой 100% посещаемости занятий. Если сегодня на уроке присутствовал один фамильный состав участников, завтра другой и так далее, понятно, что мы не развиваемся, а стоим на месте. Для решения этой проблемы мы используем следующую форму работы. На первом вводном занятии (очень важном для организации работы всего учебного года) преподаватель знакомит ребят с планами работы на год – концертная деятельность, внеклассные мероприятия, конкурсы и праздники. Дает первое общее понятие о репертуарном плане, обсуждает с учащимися правила и формы работы. Важное место в обсуждении годовой работы в коллективе уделяется посещаемости. Руководитель с учащимися определяют правила: все учебные занятия в каждой четверти и в году пересчитаны и ребята знают, что всего в году 68 занятий на достижение итоговой цели – выступления на отчетном концерте. Составляется «Экран посещаемости» на весь год по четвертям, который располагается в учебном кабинете для всеобщего обозрения. На каждом уроке посещаемость фиксируется в этом графике. Присутствие – веселый красный смайлик, отсутствие – грустный черный смайлик. В конце каждой четверти подводятся итоги. Ученики, не пропускавшие занятия, получают подарок. А по итогам года за отличное посещение учащиеся получают суперприз. И, конечно, такая форма работы проводится в игровой форме, с юмором и дружественной атмосфере, без формализма. Приятно отмечать положительный опыт такого метода и формы работы. Ребята с интересом наблюдают за прибавлением красных смайликов на экране, стараются избегать черных и с нетерпением ждут призов.
3.2.Важным фактором формирования положительной мотивации учащихся является увлеченность своим делом преподавателя, стремления педагога к постоянному профессиональному росту, поиску новых форм, методов и информации. Интерес, увлеченность, любовь к хоровому искусству у детей появятся и разовьются только тогда, когда преподаватель «горит» своим делом, является настоящим профессионалом. Глубокое знание и любовь к своему делу должны подвигать руководителя вместе со своим детским коллективом ставить большую, главную цель – поющий хоровой коллектив. А для того, чтобы эта цель стала привлекательной для учеников, нужно слушать, смотреть, анализировать вместе с детьми выступления состоявшихся хоровых коллективов и других исполнителей хорошей музыки.
3.3.Очень часто положительным мотивом является выступление на сцене. Подготовка к концертным выступлениям организует, мобилизует, сплачивает коллектив. Поэтому в плане работы обязательно должны стоять концертные выступления разного уровня.
3.4.Выбор репертуара – важная, сложная, ответственная часть работы, которую невозможно переоценить. Насколько верно подобраны произведения программы, зависит, будет ли интересно заниматься детям на хоре или будет «тоскливо». Произведения программы должны быть качественными с точки зрения художественной ценности, разнообразными, разножанровыми, доступными детскому пониманию на данном возрастном этапе, посильными в техническом исполнении, и в то же время, развивающими, решающими конкретные задачи обучающей программы на данном этапе обучения. Классическая музыка обязательно должна быть включена в репертуарный список изучаемых произведений. А вот чтобы музыка ушедших веков не казалась детям непонятной, скучной, странной, преподавателю необходимо введение в материал начинать со знакомства с эпохой и особенностями жизни эпохи композитора и его творчества, с лучшими образцами исполнения изучаемого произведения. Знакомство с новым произведением на наших уроках начинается с погружения в эпоху и творчество композитора и автора слов. Внимательного знакомства с поэтическим текстом и анализом музыкального языка в соединении со словом. Сначала создаются образы и картины, а затем начинается детальная работа по воплощению образов в музыкальную жизнь.
Работа с поэтическим словом произведения может и должна стать увлекательным процессом «театра слова». И какая интереснейшая работа, можно сказать волшебство, должны твориться, когда художественные образы соединяются с музыкальным языком и звуками. Поиск разных красок и оттенков звука, выразительности музыкальных средств, штрихов и динамических оттенков. А для воплощения всех этих творческих процессов руководитель хора должен быть и музыкантом, и актером, и режиссером, и главное, яркой творческой личностью. Яркая и эмоциональная подача материала, постоянная динамика и ритм урока являются одними из главных условий интересного и плодотворного урока.
Подводя итог, хочется еще раз назвать те столпы хоровой работы, без которых невозможно увлеченное, мотивированное занятие учащимися хоровым пением:
• постановка перед учащимися общей для коллектива большой, значимой цели;
• обеспечения коллективу интересной, продуктивной концертной и внеклассной деятельности;
• грамотный выбор репертуара;
• включение в работу форм и методов, интересных по возрастным данным для учащихся. Динамичное построение урока, эмоциональная подача материала.
И главное, любовь педагога к преподаваемому предмету и желание всегда развиваться, чтобы увлекать за собой детей в прекрасный мир музыки и хорового искусства.

3. Используемая литература:
1.Асафьев Б. «О хоровом искусстве». – Л., 1980;
2. Казачков С.А. «Дирижер хора – артист и педагог», МК РФ и КГК, Казань, 1998;
3.Казачков С.А. «От урока к концерту», издательство Казанского университета, 1990;
4.Струве Г.А. «Хоровое сольфеджио. Теория и практика вокальной работы в детском хоре» Москва «Просвещение» 1988;
5.Чесноков П.Г. «Хор и управление им»;
6.Шереметьев В. А Пение и воспитание детей в хоре: Методика и опыт работы вокально-хоровой школы «Мечта». — Челябинск: Версия, 1998.

 

Поиск