05-02-2025
Новоселова Наталья Анатольевна
Воспитатель
Новоселова Наталья Анатольевна
МАОУ Городищенская СОШ
(дошкольный отдел)
музыкальный руководитель
I кв. категория
Слайд.1 Патриотическое становление личности
средствами музыкального воспитания
Тема по самообразованию : «Патриотическое воспитание через игры, пляски, хороводы»
Слайд.2 Статья 64 Федерального закона РФ «Об Образовании в Российской Федерации» гласит, что Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Сегодня хочется остановиться и подробнее разобрать тему патриотическое становление личности средствами музыкального воспитания.
"С чего начинается Родина?". Да, наверное, "с той песни", а еще - с того знакомого с самого детства места, где мы родились, где мы гуляли, бегали, играли, где мы знаем каждое здание, каждую улицу. У каждого человека есть своё родное село, город, есть Родина. Важно, чтобы с детских лет мы любили и знали край, где живем, гордились за свою страну, ее историю, свой народ. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы, деды, прадеды.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Патриотическое воспитание особенно актуально в современном мире, в связи с напряженной ситуацией в соседствующих с нами странах, в целом в нашей стране и мире.
Слайд.3 А нынче 2025 год объявлен годом Защитника Отечества.
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства и то, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств, провожу на музыкальных занятиях и мероприятиях, которые являются неотъемлемой частью в целостном образовательном процессе дошкольника.
Слайд.4 Моя тема по самообразованию: «Патриотическое воспитание через игры, пляски, хороводы»
Цель работы: Создание условий для решения задач патриотического воспитания детей на музыкальных занятиях и разных мероприятиях.
Задачи:
1. Формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, селу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа;
3. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, родной край, за героев Отечества.
Данные задачи успешно реализую, во взаимодействии с семьёй, педагогическим коллективом, общественностью.
• Работа с детьми;
• Работа с родителями;
• Работа с педагогами;
• Работа с социумом.
Мне бы хотелось поделиться своими наработками и своими результатами.
Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников невозможно переоценить. Музыка помогает ребенку выразить через песню или танец свое отношение к близким людям, к Родине, родному краю, к окружающей природе.
Поэтому при подготовке занятий или мероприятий я тщательно подбираю музыкальные произведения, чтобы они были доступны и близки пониманию ребенка определенного возраста.
Большое патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
На русских песнях, прибаутках, частушках, у детей дошкольного возраста воспитываю качества, которые во все времена отличали русский характер доброту, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Русская классическая музыка – это достояние России. Поэтому с классической музыкой знакомлю на музыкальных занятиях, начиная с младшего возраста, а старшим акцентирую внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник, а про П.И. Чайковского говорю, что это уральский композитор, но сейчас всё меньше времени на занятиях остаётся слушанию.
Незаменимую роль в патриотическом воспитании дошкольника имеют музыкально - ритмические игры, танцы, театрализация игровых песен.
Праздник помогает детям научиться, творчески само выражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В.А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».
Работа с детьми
В рамках патриотического воспитания хочется выделить:
1. Слайд.5 День народного единства (танец с полотнами).
2. Слайд.6,7 День полного снятия Блокады Ленинграда ( танец –композиция «Белые панамки»).
3. Слайд.8 День интернационалиста.
4. Слайд.9,10 Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества» (танец «Пацаны в строю стоят»)
Это день воинской славы, в который мы чтим традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени!
2. Слайд. 11,12 Праздники с родственниками, «День матери»; «День Отца»; «Праздник 8 марта»; «День бабушек и дедушек».
Патриотическое воспитание ребёнка – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери, бабушке, старшему поколению. Все дети любят своих мам, бабушек. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
3.Слайд.13,14 Праздник «День Победы» (80лет)
В этой теме раскрываю детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён.
Большое влияние оказывает встреча дошкольников с настоящими ветеранами войны, тружеников тыла( к сожалению, у нас осталась одна труженица тыла)
Вместе с воспитателями мы посещаем памятник воинской славы рядом с дошкольным отделом.
4. Слайд.15 Народные мероприятия, для детей дошкольного отдела « Рождественские колядки». «Масленица», «Пасха».
5. Тематические мероприятия – День Знаний,
Слайд.16,17 День героя, День Космонавтики, День России, День Семьи,
Слайд.18,19 90-летие со дня образования Свердловской области,
Слайд.20 Крымская весна.
6. Экологические развлечения Синичкин день, День Земли, про русскую березку. Прививаю любовь к природе родного края.
Слайд.21 Работа с родителями.
Работа по формированию патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители в соответствии с ФГОС ДО, являются равноправными участниками образовательного процесса.
Большинство родителей активно участвуют в процессе, разучивают стихи, песни, готовят проекты. При подготовке праздников и мероприятий мы вместе решаем, какие костюмы для выступления приготовить, какие атрибуты необходимы и как их, изготовить.
Родители всегда желанные гости на праздниках, и не только как зрители, но и как активные участники мероприятий. С большим удовольствием мамы и папы, бабушки и дедушки участвуют в конкурсах и викторинах.
Слайд.22 Работа с педагогами.
Для достижения поставленных целей и задач в формировании патриотического воспитания дошкольников огромное значение имеет системная моя работа с педагогами. Это отражается в проведении совместных мероприятиях.
При подготовке к праздникам, тематическим мероприятиям движения танцев разучиваются сначала и показываются мной, а воспитатель подхватывает вместе с детьми и со мной. Сценарий подробно разбирается с каждым воспитателем.
Слайд.23 Работа в социуме.
Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, дошкольного отдела и семьи, заинтересованность в воспитании личности.
Всем известно, что дошкольное учреждение является “островком детства”, но оно не может существовать изолированно от села и страны в целом, поэтому в данном направлении я также провожу работу.
Участие в районных конкурсах; «Уральские звёздочки», интернет конкурсах, участвуем в мероприятиях Дома Культуры, налажена тесная связь с сельской библиотекой, школьным музеем, с советом пенсионеров.
Вывод: Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Безусловно, работа в данном направлении интересна и очень важна, поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями патриотизма, который стремимся привить детям.
Ссылки: https://vk.com/club212879874
https://youtube.com/watch?v=mctd5rMyqvI&si=sV1kFWUCRkdtNU1d