18-04-2023
Курочкина Эльвира Николавена
старший воспитатель
Педагогический совет на тему:
«Система гибкого планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».
Провела методист
Цель: углубление знаний педагогов дошкольных групп о современных подходах к планированию воспитательно-образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
Задачи:
- рассмотреть стратегическое и тактическое планирование в детском саду;
- рассмотреть различные варианты написания календарного планирования воспитателя, за счет чего достигается гибкость в каждом из рассмотренных вариантов;
- выбрать алгоритм написания календарного планирования педагогами ДОУ.
Повестка дня:
План проведения педсовета:
1. Актуальность проблемы
2. Рассмотреть виды планирования в ДОУ;
3. Ознакомиться с различными вариантами написания календарного планирования воспитателя.
4. Выбрать алгоритм написания календарного планирования педагога ДОУ
5. Разное
5. Проект решения педсовета
Вступительное слово по теме педсовета.
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы с вами поговорим о планировании и обеспечении минимальной гибкости в вопросах планировании в детском саду конкретно календарного планирования.
Виды планирования в ДОУ:
1. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)
2. Программа воспитания (план воспитательной работы)
3. Годовой план детского сада
4. Тематическое планирование
5.Перспективное планирование
6. Календарное планирование воспитателя
О календарном планирования воспитателя мы с вами сегодня и сделаем акцент.
Что говорит нам ФГОС?
Что ребенок сам становится активным в выборе и содержании своего образования, становится объектом образования и должна быть индивидуализация дошкольного образования, а также ребенок является полноценным участником образовательных отношений. Также можно отметь что ФГОС есть такие формулировки как построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности общения как взрослого так и детей.
Образовательная деятельность в ДОУ подразделяется на:
• воспитание, и обучение во время образовательной деятельности, в режимных моментах (прием детей, утренняя гимнастика, дежурство, подготовку к приему пищи, прием пищи, детский совет, подготовка к прогулке, прогулка, подготовка ко сну, дневной сон, вечерний круг, уход домой).
• воспитание и обучение в процессе детской деятельности (это когда педагог не является носителем знаний, он уже больше партнер, а где то становиться наблюдателем, педагог становиться партнером и обогащает игру).
Варианты форм фиксации планирования:
1. Средовое планирование (на основе выбора детей, лотос план, хочу все знать, обратное планирование)
2. Недельное планирование (через картотеки, среду)
Картотечное планирование состоит из картотеки на год, где по каждой области разложен материал.
Педагог использует циклограмму совместной деятельности воспитателя и детей и тематическое планирование и набор карточек с образовательной деятельностью, которая ведется в течение года.
Все карточки поделены по образовательным областям. Педагог выбирает себя на неделю или день те карточки, которыми он воспользуется согласно теме недели, режимным моментам и образовательной деятельности запланированной на этот период.
Гибкость недельного планирования заключается в том, что педагог может сам исходя из запроса детей, выбирать какое ему занятие провести, какой ему рассказа прочитать или какое наблюдение провести, нет жестко закрепленных рамок, главное выполнить все, что прописано в плане, а в какой последовательность не имеет значение.
3.Готовое авторское планирование
Как правило, такое планирование содержит таблицу, обязательно должны быть указаны задачи обучения (по областям развития) и задачи воспитания.
Готовое планирование состоит из готовых мероприятий, мы вписываем только наши занятия, комплекс гимнастик, и часть формируемую участниками образовательных отношений, но есть и минусы иногда нет в комплекте какого то материал, нет гибкости, и формулировка целей и задач не всегда соответствует предполагаемым образовательным результатам программы (на пример, нарисовать забор – это не педагогическая цель, педагогическая цель закрепить умение рисовать прямые ровные линии сверху вниз, рисовать прямые линии с определенным расстоянием).
Но и такому планирование можно придать минимальную гибкость как того просит ФГОС, за счет дополнения такой таблицы колонкой примечание и заполнения ручкой этой колонки, в примечание указываются те изменения, которые произошли от инициативы детей и интереса детей (например в планирование игра кошки мышки, а ребята попросили поиграть в черные чернила белое перо, или запланировано нарисовать Зебру, а ребята предложили нарисовать зоопарк), т.е. мы вносим что такой то пункт изменился по инициативе детей.
Индивидуальная работа прописывается ручкой, так как мы не можем заранее знать, кто у нас будет присутствовать в этот день в детском саду, а кто нет.
За счет внесения небольших корректив мы придаем гибкость готовому планированию.
Планирование в детском саду имеет под собой цель обеспечить выполнение программы для каждой возрастной группы детского сада, а также регулярно и систематически заниматься воспитательно-образовательной деятельностью, стремиться к достижению положительных результатов в образовательном процессе.
План - это не просто отчетный документ, главное в нем рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры использования служебного времени.
У нас в ДОУ должен быть один общий алгоритм написания плана.
В ДОУ создается положение о написании календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности, в котором выстраивается алгоритм написания.