14-05-2024
Галямова Лариса Николаевна
БДОУ г. Омска "Детский сад № 241"
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности. Одним из важнейших факторов формирования личности является общение.
В нашей стране в настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию.
В любой социальной среде основным условием успешной адаптации человека является высокий уровень культуры общения. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения детей дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
Общение является важнейшим фактором формирования личности ребенка, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.
Общение играет важную роль в формировании личности, что получило свое подтверждение в трудах отечественных педагогов: А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.
Н. В. Клюева дает следующее определение: общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в деятельности совместной; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
М.И. Лисина под общением понимает взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата.
Для полноценного развития и воспитания детей необходимо содержательное общение с близкими людьми. С самого раннего возраста нужно привить детям важные нравственные человеческие качества, такие как доброжелательность, общительность, спокойствие, жизнерадостность, так как вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в наши дни. Именно поэтому дома и в дошкольных образовательных учреждениях следует приучать дошкольников к вежливости, проявлению внимания, доброжелательному отношению к окружающему, развивать дружеские взаимоотношения, воспитывать культуру общения.
Одним из компонентов общения выступает культура общения. Формирование навыков культуры общения имеет свои закономерности, связанные с возрастными особенностями детей.
Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
По мнению Е.Ю. Яницкой, культура общения – это уровень нравственного развития человека, выражающий его взаимоотношения, в основе которого лежат нормы общественных отношений общества (гуманное, чуткое отношение к людям, проявляется в вежливости и тактичности, главным средством выражения которых, является культура речи.
В научных исследованиях Р.И. Жуковской, А.Н. Леонтьева, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, и др. наиболее полно разработаны теоретические аспекты проблемы формирования и развития основных компонентов культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в дошкольной образовательной организации (ДОО), выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: развитие положительных отношений ребенка к себе и другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения, приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми и ответственности за другого человека.
В рамках реализации ФГОС ДО задачи формирования культуры общения у детей дошкольного возраста предусмотрены в образовательных областях «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие», что придаёт им особую значимость и актуальность.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка необходимо учить замечать состояния других людей. Ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым. То есть он должен поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим в сочетании с простой естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства, именно эти проявления характеризуют такое важное качество ребенка, как общительность.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей среднего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Потому что именно культура общения играет немаловажную роль в процессе социализации личности ребёнка. Взрослые хотят видеть в детях следующие наиболее важные нравственные качества личности, которые являются в некоторой степени показателями культуры общения.
Несмотря на разносторонность и обширность исследований по данной проблеме, большинство трудов посвящены формированию культуры общения в подростковом и младшем школьном возрасте. Данные, касающиеся периода старшего дошкольного возраста, представлены недостаточно, неполно раскрыты возможности игровой деятельности, являющейся важным средством формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Игровая деятельность – одно из наиболее эффективных средств формирования культуры общения. Она, как способ познания окружающего мира, дает малышу в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Игра является наиболее эффективным и продуктивным средством обучения, т.к. усвоение обучающей информации происходит в увлекательной для ребенка деятельности.
В процессе игры через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Именно в рамках игровой деятельности создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования всех психических свойств и качеств личности.
В отечественной дошкольной педагогике и детской психологии накоплен достаточно обширный научный материал, раскрывающий психологическую характеристику игры как деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), генезис разных видов игр в дошкольном детстве, их своеобразие (С.Л. Новоселова, Н.С. Пантина, Ф.И. Фрадкина и др.), социально-психологические основы игровых объединений (Л.В. Артемова, Т.А. Репина и др.).