Статьи

Социальное проектирование в рамках реализации системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС

12-11-2024

Дорогобед Ольга Ивановна

учитель истории и обществознания МОУ "СОШ с.Ивантеевка им. И.Ф Дремова Саратовской области"

Социальное проектирование в рамках реализации
системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС
Автор: Дорогобед Ольга Ивановна,
учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с.Ивантеевка
им.И.Ф.Дремова Саратовской области»
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» - писал немецкий педагог XIX в. Адольф Дистервег, чьи идеи значительно опередили время и являются актуальными для развития образования XXI века.
Сегодня изменились требования к выпускникам образовательных учреждений, развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
В современном образовании особое место отводится гражданской компетентности школьников, подразумевающей их социализацию, включение в общественную жизнь, выработку активной гражданской позиции. Освоение теоретических знаний в данном случае должно подкрепляться участием детей в практической социальной деятельности.
В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Что такое системно-деятельностный подход?
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
В связи с этим приобретает актуальность такая форма работы с учащимися, как социальное проектирование.
Социальное проектирование – это самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на практическое решение общественно-значимой проблемы, способствующая взаимодействию школьного сообщества с властными структурами и общественностью.
В ходе социального проектирования учащиеся вступают в конструктивное взаимодействие с «взрослым миром» (социумом), благодаря чему формируются социальные навыки.
Цель социального проектирования :
• привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам общества; включение в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования:
• повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
• формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
• закрепление навыков командной работы
Отличия социального проекта от других видов проектов:
• направленность проекта на решение остро-значимых социальных проблем;
• осуществление в процессе проектной деятельности перехода от глобального уровня постановки проблемы (общегосударственного, мирового) к локальному (на уровне школы, микрорайона, города);
• предложение и обоснование реальных путей решения рассматриваемой проблемы и попытка их полной или частичной реализации;
• командный характер работы над проектом;
• осуществление взаимодействия с общественностью и властными структурами, направленного на достижение целей проекта.
Объектами, на преобразование которых направлен социальный проект, могут выступать:
• социальные явления (например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость, агрессивность в подростковой среде, гражданская пассивность и т.д.);
• социальные отношения (например, отношение к инвалидам, к старикам, детям; к потребителю; взаимоотношения между участниками образовательного процесса и т.д.);
• социальные институты, их деятельность (различные органы власти и управления; школа; магазин; больница и т.д.);
• социальная среда (места отдыха, уличная реклама, игровые площадки, остановки, школьный двор и т.д.).
Любовь к Родине живёт в сердце каждого человека. Со знания истории малой Родины начинается знание истории большой Родины – России, а значит начинается гражданин России, готовый отстаивать ее интересы.
Идея работы над социальным проектом «Мы – патриоты» появилась у учащихся, когда они нашли данные социологического опроса ВЦИОМ: среди россиян студенческого возраста 47 % не могут назвать дату начала Второй мировой войны, многие уверяют, что Русь крестил святой Валентин или Александр Македонский. А во время Великой Отечественной войны наши войска воевали под предводительством Кутузова . Ребята провели опрос среди учащихся школы и сделали вывод, что и учащиеся нашей школы не все знают историю своей большой и малой Родины. Учащиеся нашли данные, что российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Поэтому возник вопрос: какой вклад можем внести мы в преодоление духовно-нравственного кризиса, воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся нашей школы и земляков?
Тема Великой Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне актуальна всегда, особенно сегодня. Поэтому работа над социальным проектом «Мы – патриоты» была посвящена великому подвигу нашего народа и в том числе наших земляков в борьбе с фашизмом.
Вместе с учащимися была поставлена цель проекта – реальная практическая деятельность по разрешению проблемы патриотического воспитания учащихся школы и своего социального окружения, тем самым внести свой небольшой вклад в преодоление духовно-нравственного кризиса.
Сформулированы задачи проекта:
• Исследовать различные источники по истории родного края, в том числе в годы Великой Отечественной войны, об ивантеевцах - участниках войны и тружениках тыла;
• Развивать исследовательские навыки, умения самостоятельно приобретать новые знания, принимать целесообразные решения
• Продолжить пополнение архива краеведческого музея МОУ «СОШ с.Ивантеевка»;
• Вести пропагандистскую и просветительскую работу через организацию и участие в различных мероприятиях, акциях, посвященных Великой Победе;
• Организовать экскурсии в школьный краеведческий музей;
• Публиковать статьи на патриотические темы в СМИ;
• Участвовать в конкурсах и научно-практических конференциях;
• Оказывать шефскую помощь ветеранам войны и труженикам тыла;
• Взять шефство над памятниками героям – ивантеевцам;
• Привлекать внимание детей и взрослых к изучению и сохранению исторического наследия своей Родины;
В ходе работы учащиеся разделились на творческие группы:
• Информационно - исследовательская группа – осуществляла сбор и анализ информации из различных источников, занималась подготовкой мероприятий на патриотические темы.
• Оформительская группа - отвечала за обработку результатов исследования, составление описания, выпуск буклетов, листовок, презентаций, оформление мероприятий и т.п..
• Пропагандистская группа - выступление с докладами, лекциями, презентациями, раздача буклетов, листовок, проведение мероприятий.
Совместно с учащимися была разработана программа проекта, которая предполагала:
1 Изучение различных источников о нашем крае в годы Великой Отечественной войны и наших земляках – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла
2 Участие в конкурсах и конференциях разного уровня с исследовательскими работами об истории родного края и нашем крае в годы Великой Отечественной войны, наших земляках – участниках Великой Отечественной войны и тружениках тыла
3 Организация и участие в различных мероприятиях: праздниках, утренниках, концертах, митингах и т.д. для учащихся школы и населения с целью патриотического воспитания
4 Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла
5 Экскурсии в краеведческий музей школы и другие музеи
6 Проведение классных часов на патриотические темы в своем классе и для учащихся средних и младших классов
7 Работа волонтерского отряда, помощь ветеранам войны и труда, труженикам тыла, шефство над памятниками героям ивантеевцам.
8 Участие в военно – патриотических акциях
9 Публикации в СМИ на патриотические темы
10 Шефство над памятником павшим ивантеевцам

За время работы над социально-значимым проектом были достигнуты следующие результаты:
1. Учащиеся - участники проекта занимались исследовательской деятельностью, собирали поисковый материал, неоднократно участвовали с исследовательскими и проектными работами в конкурсах и научно-практических конференциях от школьного до международного уровня на патриотические темы и стали победителями и призерами:
- регионального уровня: Конкурс «Счастливое пространство семьи», научно-практическая конференция учащихся «Путь к возрождению», Межмуниципальный интернет-конкурс творческих работ учащихся «Победа народа в сердцах поколений», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., Номинация: «Презентация «Герои ВОВ Саратовской области», Областной конкурс патриотической песни «Патриоты России»;
- всероссийского уровня: Межрегиональный сетевой проект «Край родной – ты свет моей души», Конкурс «Классная работа». Номинация, посвященная 70-летию Победы;
- международного уровня: конкурс «Ты - Гений», секция «Салют Победа. Посвящается 70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Международн

 

Поиск