24-06-2025
Сухобрусова Оксана Евгеньевна
Педагог дополнительного образования ГБОУ гимназия № 528 Невского района Санкт-Петербурга
Статья педагога дополнительного образования
ГБОУ гимназия № 528
Невского района Санкт-Петербурга
Сухобрусовой Оксаны Евгеньевны
ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список используемой литературы
1. Введение
Умение читать ноты с листа - это обширная, важная и очень сложная область. Оно составляет основу развития музыканта.
Этот навык развивает слух, воображение, координацию, память, ритм, внимание, музыкальный кругозор и музыкальную грамотность. Задачи этого навыка помогают музыкантам развивать свою технику. И это тяжелый труд. Но свобода заниматься музыкой пробуждает интерес и к самому процессу чтения музыки с листа.
Цель данной работы - помочь ребенку овладеть искусством чтения нот с листа.
Задачи - развитие свободной ориентации в нотном тексте и на инструменте, развитие умения интерпретировать интересную и популярную музыку разного уровня сложности, развитие умения постоянно концентрировать свое внимание, умение «длинно мыслить». Кроме того, задача состоит в том, чтобы приобщить ребенка к свободной и осмысленной музыкальной практике, познакомить его с богатым и прекрасным миром музыки.
Актуальность данной работы заключается в том, что ребенок сталкивается с чтением нот ежедневно с момента знакомства с произведением, в процессе разбора. Умение быстро, грамотно и свободно интерпретировать музыку способствует всестороннему, полноценному и разностороннему развитию музыканта.
2. Основная часть
Чтобы начать читать незнакомый текст с листа, ребенок должен, безусловно, освоить нотную грамоту и знать клавиатуру, хорошо ориентироваться на ней. Его также необходимо обучить игре на фортепиано. Ребенок должен обладать первичными двигательными навыками и знать простейшие ритмические формулы.
Уже в период донотного обучения юный музыкант учится различать темпы, жанры, регистры и эмоциональный характер произведения. Он также приобретает способность исполнять различные ритмические формулы и учится видеть графические образы музыкального движения. Аналогично, анализ произведения и первое знакомство с ним - это первый шаг к развитию более сложного навыка чтения нот с листа.
С самого начала обучения материал, на котором основывается умение читать ноты, должен быть направлен на общее пианистическое развитие ученика. Элементарные исполнительские навыки развиваются с помощью пьес. Рекомендуется начинать, например, с игры в четыре руки. Партия ученика должна быть максимально простой, в удобной позиции и с использованием знакомых ритмических формул.
Сформировать первоначальные навыки чтения нот с листа - чрезвычайно сложное занятие. Перед учеником стоит ряд задач, которые пока еще очень сложны: увидеть ноту, узнать ее, найти на клавиатуре, увидеть и понять длительность ноты, движение музыки и т.д. Но чем больше незнакомых текстов читается, тем быстрее, свободнее и естественнее становится эта способность.
Необходимо развивать навыки чтения в двух направлениях: групповые представления (мотивы, фразы) и непрерывное. Необходимо добиться устойчивой, длительной концентрации внимания.
K. Лоншан - Друшкевичева «Сказка о часах» (см. приложение), Г. Окунев «Отражение в воде» (см. приложение), В. Курочкин «Вальс» (см. приложение), Б. Бартока «Микрокосмос» № 2б, № 3 (см. приложение) и др. являются примерами комплекса группового представления и непрерывного чтения. Во всех этих произведениях мы уже знаем простые ритмические формулы, которые нужно постепенно усложнять.
Точно так же для развития слуха, внимания и так называемого «горизонтального» представления музыки полезно предлагать ученику конкретные упражнения - игру отдельных нот в разных регистрах, перенос рук в разные октавы, на разные строчки нотной записи, затем последовательность интервалов и аккордов, их чередование. Можно выполнять упражнения в разных тональностях, с разными ритмическими группами и аппликатурными формулами. Можно разучивать простые мелодические обороты, мотивы и песни на «слепой» клавиатуре. Все это способствует их свободной и уверенной ориентации в незнакомом музыкальном тексте и на клавиатуре.
Не стоит забывать, что любая ритмическая, звуковысотная или тональная формула - это тоже музыка. Все упражнения и песни всегда должны исполняться выразительно.
3. Заключение
В своей педагогической практике, в которой я использовала все вышеперечисленные методы, я пришла к выводу, что если ученики умеют осмысленно читать незнакомые ноты с листа, то они гораздо быстрее понимают произведение, быстрее разбирают его, легче усваивают выбранную программу и испытывают меньше трудностей с ее пониманием, с ритмическими, художественными и координационными трудностями.
Игра на музыкальном инструменте, как и любая другая работа, требует большого труда и выносливости, а умение читать ноты с листа - это очень сложный, но в то же время очень важный навык в процессе обучения, всесторонне развивающий ученика, являющийся неотъемлемой частью формирования гармоничного и свободного музыкального мышления.
4. Список используемой литературы
1. Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. - М.: «Классика – ХХI», 2011. – 68 с.
2. Мастер – класс Как научиться играть на рояле. Первые шаги. - М.:«Классика – ХХI», 2006. – 220 с.
3. Черлова О. А. Методика обучения игре на фортепиано. - С-Пб, 1995. – 99 с.
4. Шмидт – Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. - Л.: Музыка, 1985. – 70 с.
5. Юдович – Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог. - С-Пб, 2002. – 53 с.