19-06-2025
Фомина Галина Владимировна
учитель ГБОУ школа 1208 г. Москва
Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, — например в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
Существует восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Социальная причина для распространения инклюзивного образования ― его роль в построении толерантного общества, которое принимает людей с разными возможностями. Оно воспитывает в детях уважение к различиям и развивает эмпатию. Дети учатся сотрудничать и поддерживать друг друга, а использование различных методов обучения помогает более глубоко осваивать материал. Всё это ― несомненные педагогические преимущества. Крайне важны и психологические аспекты: инклюзивное образование способствует улучшению самооценки и психоэмоционального состояния детей с особыми потребностями, положительно влияет на психологическую атмосферу в коллективе. Наконец, есть и экономические выгоды. Поддержка инклюзивного образования помогает уменьшить социальную изоляцию и повысить экономическую самостоятельность людей с инвалидностью в будущем.
Существует несколько видов инклюзивного образования. Их различия заключаются в том, насколько ребенок с ОВЗ погружен в жизнь класса и школы.
1. Полная инклюзия
• Ребенок полностью интегрирован в класс с нормотипичными детьми. Он учится по обычной программе и участвует во всех мероприятиях наравне с другими учениками. При необходимости ребенку с нарушениями развития оказывается дополнительная поддержка со стороны тьюторов, дефектологов и других педагогов.
2. Частичная инклюзия
• Ребенок большую часть времени учится в классах с другими детьми, но на некоторые занятия ходит в специальные группы или классы для детей с ОВЗ.
3. Точечная инклюзия
• Ребенок посещает только часть уроков с другими одноклассниками. Основная часть его обучения проходит в специальном учреждении (например, коррекционной школе).
4. Домашнее обучение
• Дети с ОВЗ учатся дома под руководством учителей и родителей. Иногда они посещают школу для участия в некоторых мероприятиях.
5. Дистанционное обучение
• Дети с ОВЗ учатся дистанционно, используя компьютер. Они могут общаться с учителями и одноклассниками через видеозвонки и социальные сети.
Выбор формы инклюзивного обучения зависит от индивидуальных потребностей ребенка, уровня его развития и возможностей образовательного учреждения.
Есть несколько причин, по которым инклюзивный подход может быть недостаточно эффективным для некоторых детей с ОВЗ.
1. Индивидуальные особенности
Дети с серьезными физическими или когнитивными нарушениями, требующие постоянного ухода, могут сталкиваться с трудностями в условиях общеобразовательной школы или даже инклюзивного класса.
У некоторых детей могут быть особые образовательные потребности, которые сложно удовлетворить в рамках инклюзивной программы. Например, им требуется индивидуальная учебная программа, тьюторское сопровождение или специальные методики обучения.
2. Неподготовленность школы
Многие школы не имеют необходимых ресурсов, чтобы качественно включить детей с ОВЗ в учебный процесс (не хватает квалифицированных специалистов, адаптированных учебников и пособий, специального оборудования).
У педагогов может не быть достаточного опыта работы с детьми с ОВЗ, что может привести к неэффективному обучению или даже навредить ребенку.
Некоторые учителя или родители других детей могут быть не готовы к принятию ребенка с ОВЗ в класс, что создает неблагоприятную атмосферу для его обучения.
3. Социальные трудности
Некоторым детям с ОВЗ может быть сложно общаться и взаимодействовать со своими сверстниками, что мешает им устанавливать дружеские связи и чувствовать себя частью класса.
Кроме того, дети с особенностями здоровья могут сталкиваться с буллингом и стигматизацией со стороны сверстников, что негативно влияет на их эмоциональное состояние и успеваемость.
4. Академические трудности
Дети с ОВЗ могут иметь другой уровень подготовки по сравнению с остальными детьми в классе, что может мешать им успешно осваивать материал. У ребенка с нарушениями развития не всегда получается приспособиться к темпам и содержанию общеобразовательной программы, что делает обучение для него неэффективным.
Важно отметить, что решение о том, подходит ли ребенку с ОВЗ инклюзивное образование, должно приниматься индивидуально, с учетом его особых потребностей и возможностей, а также ресурсов, доступных в школе.
Несмотря на трудности, инклюзивное образование имеет большой потенциал развития. Можно выделить такие перспективы:
• Совершенствование законодательства — создание единых стандартов инклюзивного образования для всех регионов страны.
• Увеличение финансирования — выделение дополнительных средств из федерального и региональных бюджетов на развитие инклюзивного обучения.
• Создание благоприятной социальной среды — проведение информационно-просветительских кампаний, направленных на повышение осведомленности общества о принципах инклюзии, борьба со стереотипами и предрассудками в отношении людей с инвалидностью.
• Развитие материально-технической базы — оснащение школ подъемниками, пандусами и другими средствами.
• Совершенствование системы оценки знаний: внедрение адаптированных методов оценки знаний для детей с ОВЗ.
• Использование информационных технологий — разработка интерактивных образовательных платформ и ресурсов, доступных для детей с различными нарушениями.
В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование для лиц с инвалидностью, должно стать законодательно закрепленным институтом, имеющим все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определения норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.