31-08-2025
Данилова Ольга Вадимовна
педагог дополнительного образования, МАОУДО "ДДЮТ", г.Чебоксары, Чувашская республика
1.3. Учебный план по вокалу
I-ыйгод обучения
Задачи:
1. познакомить с устройством голосового аппарата и его охраной;
2. развивать интерес музыкальному творчеству;
3. познакомить с музыкальными понятиями (дикция, артикуляция, атака звука, унисон, пауза, баланс в вокале и др.);
4. развивать вокальные навыки (умение петь в унисон, понятия дикция и артикуляция, исполнительские навыки)
5. воспитывать умение работать в коллективе и чувство ответственности за коллектив;
№ п/п
Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации,
контроля
всего теория практика
1. Введение в программу 1 1 - входной
2. Вокально-хоровая работа 20 5 15 текущий
3. Пение учебно-тренировочного материал 20 5 15 текущий
4. Работа над репертуаром 30 10 20 текущий
5. Итоговое занятие 1 - 1 итоговый
Итого 72 21 51
Учебный план по вокалу
II-ой год обучения
Задачи:
1. продолжить работу над овладением вокальных навыков (развитие слуха, музыкальной памяти, певческого дыхания (цепное дыхание), чувства ритма;
2. познакомить с понятием двухголосие и умением его применять в вокале;
3.познакомить с дыхательными упражнениями для расширения диапазона голоса;
4. формировать музыкальный и эстетический вкус;
5. воспитывать чувство любви к малой и большой Родине, через исполнение песен.
№ п/п
Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации,
контроля
всего теория практика
1. Введение в программу 2 2 - входной
2. Вокально-хоровая работа 28 8 20 текущий
3. Пение учебно -тренировочного материал 10 4 6 текущий
4. Работа над репертуаром 30 10 20 текущий
5. Итоговое занятие 2 - 2 итоговый
Итого 72 24 48
Учебный план по вокалу
III-ий год обучения
Задачи:
1. продолжить работу над овладением вокальных навыков. Закрепить навыки 2-х голосного пения и введение в вокал элементов 3-х голосия;
2. познакомить с понятием импровизация;
3. воспитывать чувство ответственности за коллектив
№ п/п
Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации,
контроля
всего теория практика
1. Введение в программу 2 1 1 входной
2. Вокально-хоровая работа 40 10 30 текущий
3. Пение учебно -тренировочного материал 18 2 16 текущий
4. Творческое музицирование:
- слушание музыки;
- пение импровизаций. 10 2 8 текущий
5. Работа над репертуаром 48 8 40 текущий
6. Сценическая культура и
сценический образ 24 4 20 текущий
7. Итоговое занятие 2 - 2 итоговый
Итого 144 27 117
Учебный план по вокалу
IV-ый год обучения
Задачи:
1.овладеть практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально - пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.
2.развить представление о певческом звуке:
3.опираться на образные определения и эмоциональные характеристики звука;
4.правильно пользоваться своим голосовым аппаратом, чувствовать свой голос и уметь управлять им.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов Формы аттестации,
контроля
всего теория практика
1. Введение в программу 2 2 - входной
2. Вокально-хоровая работа 40 10 30 текущий
3. Пение учебно -тренировочного материал 20 5 15 текущий
4. Творческое музицирование:
- слушание музыки;
- пение импровизаций. 22 10 12 текущий
5. Работа над репертуаром 60 20 40 текущий
6. Сценическая культура и
сценический образ 34 14 20 текущий
7. Итоговое занятие 2 - 2 итоговый
Итого 180 61 119
Учебный план по вокалу
V-ый год обучения
Задачи:
- совершенствовать вокально - исполнительские навыки обучающихся;
№ п/п
Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации,
контроля
всего теория практика
1. Введение в программу 2 2 - входной
2. Вокально-хоровая работа 40 10 30 текущий
3. Пение учебно -тренировочного материал 20 5 15 текущий
4. Творческое музицирование:
- слушание музыки;
- пение импровизаций. 22 10 12 текущий
5. Работа над репертуаром 60 20 40 текущий
6. Сценическая культура и
сценический образ 34 14 20 текущий
7. Итоговое занятие 2 - 2 итоговый
Итого 180 61 119
Творческая групп (VI-ый и более года обучения)
Учебный план по вокалу 180 часов и 72 занятия (2-3 часа в неделю)
Задачи:
- совершенствовать вокально - исполнительских навыков;
- активная концертная деятельность;
№ п/п
Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации,
контроля
всего теория практика
1. Введение в программу 2 1 1 входной
2. Вокально-хоровая работа 47 17 30 текущий
3. Пение учебно -тренировочного материал 20 5 15 текущий
4. Творческое музицирование:
- слушание музыки;
- пение импровизаций. 9 2 7 текущий
5. Работа над репертуаром 80 20 60 текущий
6. Сценическая культура и
сценический образ 20 10 10 текущий
7. Итоговое занятие 2 - 2 итоговый
Итого 180 55 125
1.3.2Содержание учебного плана 1 год обучения (стартовый уровень)
Раздел № 1Введение в программу
Теория:Понятие «эстрадный вокал». Цели, планы и задачи на учебный год.
Раздел № 2Вокально -хоровая работа
Теория: Знакомство с основами вокального искусства: «певческое дыхание», «атака звука», «устройство голосового аппарата», «гигиена и охрана голоса», «средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темп, ритм, тембр, динамика)»; основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса; певческой установкой (положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения).
Практика: Исполнение упражнений на различные виды атаки звука. Овладение навыками нижнерёберного дыхания.
Дистанционная форма работы:
https://www.youtube.com/watch?v=GvQXH4c7PDM&t=4s
https://www.youtube.com/watch?v=XBB2GQJ4Hv0
https://www.youtube.com/watch?v=aG56lYG8gbw
https://www.youtube.com/watch?v=fagJyblcPbI
Раздел № 3.Пение учебно – тренировочного материала.
Теория: техника исполнения упражнений по вокалу для развития музыкальных навыков: слух, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения.
Практика: Исполнение упражнений на преодоление мускульных рефлексов.
Дистанционная форма работы:
https://www.youtube.com/watch?v=kh_ttHejTQQ
https://www.youtube.com/watch?v=fagJyblcPbI
https://www.youtube.com/watch?v=OoPp6cjXzGM
https://www.youtube.com/watch?v=mkuSwd1dKYU
Раздел № 4.Работа над репертуаром.
Теория:знакомство с репертуаром: характер, содержание
Практика:
- показ педагога;
- разучивание музыкального и поэтического текстов;
- выразительность исполнения;
- работа с микрофоном.
Дистанционная форма работы:
https://www.youtube.com/watch?v=8qxgFikjgoY
https://www.youtube.com/watch?v=fagJyblcPbI
https://www.youtube.com/watch?v=_eJg2Sv9L_U
https://www.youtube.com/watch?v=89WXOMmtr24
Раздел №5.Итоговое занятие.
Практика:подведение итогов освоения образовательной программы.
Содержание учебного плана 2 год обучения(базовый уровень)
Раздел №1 Введение в программу
Теория:правила и советы по гигиене голоса.Планы на новый учебный год.
Раздел № 2Вокально-хоровая работа
Теория:Закрепление основных вокальныхпонятий: «певческое дыхание», «атака звука», «устройство голосового аппарата», «гигиена и охрана голоса», «средства музыкальной выразительности (мелодия, гармония, темп, ритм, тембр, динамика)»; основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса; певческой установкой (положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения).
Практика:
- соблюдение при пении певческой установки;
- идентичность голоса, окраска звуков, артикуляционные движения, открытость и закрытость;
- работа над чистым, естественным звуком;
- развивать умение петь на одном дыхании более длинные фразы;
- способность расширенного диапазона;
- управление артикуляционной мускулатурой и приведение ее в единую форму;
- развивать умение выразительно - осмысленно исполнять произведения различного характера (средства музыкальной выразительности);
- выработка единообразных приёмов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка);
- элементы двухголосия.
Дистанционная форма работы:https://www.youtube.com/watch?v=2ZT7Qd4y_BE
Раздел № 3.Пение учебно–тренировочного материала.
Теория:техника исполнения упражнений и отрывков мелодий с использованием вокального приёма «скэт» (элементы джазового пения), пение на различные слоги, придающие голосу инструментальное звучание;
- артикуляционная гимнастика (методика и алгоритмы В. Емельянова- с.161);
- упражнения на голосовые сигналы доречевой коммуникации (программа В. Емельянова);
- упражнения на дикцию и артикуляцию (по методике И. О. Исаевой )
Практика: техника исполнения упражнений и отрывков мелодий с использованием вокального приёма «скэт» (элементы джазового пения), пение на различные слоги, придающие голосу инструментальное звучание.
Дистанционная форма работы:
https://www.youtube.com/watch?v=OoPp6cjXzGM
https://www.youtube.com/watch?v=FzTnZZprckQ
Раздел № 4.Работа над репертуаром.
На втором году обучения материал для исполнения желательно искать не нотный, а в записях. Теория:Как научиться «снимать» произведение с записи.
Практикаобучение технике воспроизведения с записи, пользуясь «обезьяньим эффектом»
Раздел №5. Итоговое занятие.
Практика:подведение итогов освоения образовательной программы.
Содержание учебного плана3 год обучения(базовый уровень)
Раздел №1 Введение в программу
Теория:Цели и задачи. Правила поведения. Режим занятий (расписание). Перспективные планы на учебный год.
Раздел № 2Вокально-хоровая работа
Теория:Певческаяустановка.Основные свойств певческого голоса.
Практика:
Выполнение упражнений для развития гармонического слуха, двух и трёхголосия:
Дистанционная форма работы:https://www.youtube.