14-10-2025
Поволоцкая Светлана Анатольевна
учитель-дефектолог
Журнал
взаимодействия
учителя-дефектолога и воспитателей
специализированной группы
для детей с ЗПР
Сентябрь 3 неделя Лексическая тема : «Осень»
1. Развитие общей моторики
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето! Идут по кругу, взявшись за руки.
Руки на поясе, поднять правую ступню, затем левую ступню.
Поднять руки, делая взмахи кистями.
Смотрят по сторонам в «бинокль».
2. Развитие мелкой моторики
Дождик, лей, лей, лей!
На меня
И на людей.
Сядем мы под грушкой
И накроемся подушкой. Потряхивания кистями обеих рук.
Прижать ладони к груди.
Обе руки вытянуть вперёд.
Руки положить на бёдра.
Скрестить ладони на голове.
3. Самомассаж с речью
Солнце прячется за тучки,
Хмурый дождик льёт с утра. Катаем мячик в центре ладошки по кругу.
Это осень наступила –
Золотая пора! (Е.Благинина)
4. Развитие слухового восприятия и ритмики
Капля раз,
Капля два, Речь сопровождается движениями.
Капля медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя мебя укрыли.
5. Развитие речи (для речевых детей)
1. Подобрать слова, отвечающие на вопросы что делает? Что делают?
Осень что делает? (приходит, наступает, начинается…) Птицы что делают? (улетают…)
Дождь? (идёт, капает, стучит…) Тучи? Трава? Ветер?
2. Подобрать признак к предмету по теме «Осень»
Солнце осенью какое? (тусклое…) Листья осенью какие? (жёлтые, красные, коричневые)
Трава осенью какая? Небо осенью какое? Дождь осенью какой? Ветер? День? Земля?
3. Подобрать слова, отвечающие на вопросы «что делает?», «что делают?» по теме «Осень».
Например: осень (что делает?) — приходит, наступает, начинается...
птицы — ... тучи — ... животные-... ветер — ...
дождь — ... трава — ... деревья — ... листья — ...
4. Игра «Подбери признак» по теме «Осень». Например: солнце (какое?) — тусклое...
листья — ... небо — ... земля — ... облака — ...
трава — ... дождь — ... день — ... ветер — ...
6. ФЭМП. Сенсорное развитие
Краски осени (цвет жёлтый, красный, оранжевый, коричневый) (раскрашивание, штриховка).
Сентябрь 4 неделя Лексическая тема: «Деревья осенью»
2. Развитие мелкой моторики «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики с большого Будем листья собирать сжимают и разжимают кулачки Листья березы Листья рябины, загибают Листья тополя, пальчики Листья осины, с большого Листики дуба мы соберем Маме осенний букет отнесем «шагают» средним и указательным пальчиками
3. Массаж биологически активных точек лица «Дождик».
Дождик, лей, лей, лей!
На меня
И на людей.
Сядем мы под грушкой
И накроемся подушкой.
4. Развитие слухового восприятия и ритмики
Листья осенние тихо кружатся, Выполняют движения с речью.
Листья нам под ноги тихо ложатся.
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
5. ФЭМП. Сенсорное развитие. Конструирование.
1. Пересчёт и раскрашивание осенних листочков.
2. Сравнение листочков по размеру, цвету и форме.
3. Выкладывание контуров дерева и листочков из мозаики, счётных палочек и т.д.
6. Развитие лексико-грамматических процессов Для речевых детей
1. Игра с мячом «Назови ласково». Дети и воспитатель стоят в кругу. Воспитатель называет любое дерево, например: «Береза», и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет дерево ласково: «Березка, березонь¬ка...»— и возвращает мяч логопеду. Игра прово-дятся в быстром темпе, поэтому дети должны быть очень внимательными.
2. Назовите листочек этого дерева: «У дуба лист дубовый, у берёзы - …, у рябины - …,
у осины - …, у клёна - …, у тополя - …, у ивы - …»
3. Воспитатель выставляет на доску пары картинок с изоб¬ражениями деревьев и выдает каждому ребенку карточку, с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предло¬жения по образцу: На полянке растут одна береза и два дуба.
7. Развитие связной речи Для речевых детей
Чтение рассказа Спор деревьев Заспорили деревья промежду собой: кто из них лучше. Дуб говорит: - Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрит, листья у меня вырезанные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою. Услышала яблоня, как дуб хвастает и молвила: - Не хвастай много, дубище, ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает. «Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает: - Погодите», -говорит, - похваляться; вот придет зима, будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было. Я им печки топлю и избы строю. Воспитатель: - Назовите героев сказки - Так, о чем спорили деревья? - Чем хвастался дуб? - Что говорила яблоня? - Что рассказывала сосна? - Кто же из деревьев важнее? - Почему?
- Какую пользу приносят нам : дуб, яблоня и сосна?
Октябрь 1 неделя Лексическая тема: «Овощи. Огород»
1. Развитие мелкой моторики «Овощи».
Вырастала репка желтая и крепкая стучим кулачок о кулачок
Перед домом свекла поочередно сжимаем руки в кулачки
Смотрит прямо в окна соединить кончики пальцев с большими пальцами
обеих рук «бинокль».
И морковки урожай потереть ладонь о ладонь
Сладкой, сочной – собирай! выполнить движение «фонарики».
2. Массаж биологически активных точек лица «Огород».
Огород у нас в порядке — кончиками пальцев массаж щек.
Мы весной вскопали грядки - ребром ладони растирают лоб
Мы пололи огород, - массаж мочек ушей
Поливали огород. - постукивание подушечками пальцев по лицу.
3. Развитие слухового восприятия, ритмики.
Капуста
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздаётся в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетёрли, посолили
И набили плотно в кадку.
Всё теперь у нас в порядке!
Н.Нищева
4.
ФЭМП. Сенсорное развитие. Конструирование.
1. Пересчёт предметов (овощей).
2. Сравнение по размеру, цвету, форме.
3. Угадывание на ощупь и на вкус.
4. Конструирование из природного материала.
5. Развитие коммуникации и игрового взаимодействия
Как-то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук Движения с речью.
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
Рассчитались чётко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
6. Развитие лексико-грамматических процессов
7. Развитие связной речи
1. Составление рассказов-описаний об овощах по схеме.
2. Заучивание загадок об овощах.
Октябрь 2 неделя Лексическая тема: «Фрукты. Сад»
1. Развитие мелкой моторики «Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин – покрутить сжатым кулачком левой руки
Много нас, а он один – поднять указательный палец, остальные сжаты
Эта долька для ежа – отогнуть мизинец левой руки,
Эта долька для чижа – отогнуть безымянный палец.
Эта долька для утят – отогнуть средний палец,
Эта долька для котят – отогнуть указательный палец,
эта долька для бобра – отогнуть большой палец.
А для волка – кожура! - похлопать в ладоши.
Он сердит на нас – беда!- соединить ладошки- лодочкой( пасть волка), постучать кончиками пальцев друг о друга
2. Развитие слухового восприятия, речи и ритмики «Полисадник».
Ба-ба-ба – на крыше труба – хлопки над головой.
Бу-бу-бу - надо чистить трубу - кулачками стучим друг о друга.
Бы-бы-бы - валит дым из трубы – трём ладони друг о друга.
Всех зовём на новоселье – машем руками к себе.
Начинается веселье – хлопаем в ладоши.
3. ФЭМП. Сенсорное развитие. Конструирование
1.Пересчёт предметов (в пределах 5).
2.Сравнение предметов по цвету, форме, размеру.
3. Выкладывание контуров фруктов из шнурков.
4. Развитие лексико-грамматических процессов Для речевых детей
1.Игра «Что изменилось?»- развитие зрительного внимания, словесно-логического мышления, речи.
2.Игра «Где яблоко»- употребление предлогов НА, В, ПОД (ПАД).
3. Игра с мячом «Поможем ежику»- образование относительных прилагательных.
4. Игра «Назови ласково» - образование сущ.-х и прил-х с уменьшительными суффиксами.
5.Игра «1, 3, 5,». Согласование числительных с существительными..
5. Развитие связной речи Для речевых детей.
1.Игра «Угадай-ка» (составление загадок-описаний о фруктах).
2. Заучивание загадок о фруктах.