10-02-2025
Попов Александр Павлович
Тренер-преподаватель Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №2» Городского округа «город Якутск»
«Формирование волевых качеств у подростков занимающихся дзюдо на примере МБУ ДО ДЮСШ № 2 ГО «город Якутск»
Актуальность исследования. Высокие требования к подготовке дзюдоистов, долговременный и творческий процесс их подготовки, все нарастающий накал спортивной борьбы порождают новые задачи и связанные с ними трудности подготовки спортсмена.
Учитывая, что современные дзюдоисты должны отвечать ряду качеств: быть атлетически сложенными; физически быстрыми; ловкими, выносливыми, способными к точному восприятию решений в очень короткий промежуток времени; обладать высоким уровнем интеллектуального понимания хода развития борьбы; психически устойчивым к воздействию внешних неблагоприятных условий (поведение зрителей, судейство, сильный соперник).
Развитие волевых качеств дзюдоиста является неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса. Необходимость формирования волевых качеств у перспективных дзюдоистов связана с ужесточением конкуренции на соревнованиях, особенно всероссийских и международных, увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок, а также изменением правил соревнований (Озолин Н.Г., Матвеев Л.П., Платонов В.Н., Карелин А.А., Левицкий А.Г.).
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс у дзюдоистов.
Предмет исследования формирование волевых качеств у спортсменов-подростков, занимающихся на секции дзюдо.
Гипотеза: Если во время занятий на секции по дзюдо включить спортивно-психологическую подготовку, то развитие волевых качеств будет эффективным.
Цель выявить и разработать спортивно-педагогические условия формирования волевых качеству подростков дзюдоистов.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования;
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, спортивно-педагогическую и специализированную литературу по теме исследования;
2. Изучить способы и возможности существенной системы спортивно-психологической подготовки дзюдоистов подростков в условиях спортивной секции;
3. Использовать систему работы по развитию волевых качеств дзюдоистов подросткового возраста в ходе учебно-тренировочного процесса;
4 Выявить эффективность формирования волевых качеств подростков, занимающихся дзюдо;
Новизна исследования состоит в том, что изучены теоретические аспекты воспитания волевых качеств у дзюдоистов подросткового возраста в учебно-тренировочном процессе, а также экспериментально доказана значимость учебно-тренировочного процесса в формировании волевых качеств у подростков дзюдоистов.
Практическая значимость заключается в том, что создана система работы по воспитанию волевых качеств дзюдоистов в подростковом возрасте, а также в разработке рекомендаций по воспитанию волевых качеств дзюдоистов в учебно-тренировочном процессе.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДЮСШ-№2 г. Якутска Республики Саха (Якутия). В эксперименте участвовали спортсмены в возрасте 12-14 лет, которые занимаются в секции «Дзюдо».
Общий объем испытуемых составил 20 детей подросткового возраста: контрольная группа - 10 человек; экспериментальная группа - 10 человек.
Первый этап заключался в изучении теоретических аспектов развития волевых качеств дзюдоистов подросткового возраста в ходе учебно-тренировочного процесса. На данном этапе мы изучили 39 источника, посвященных развитию волевых качеств дзюдоистов в подростковом возрасте.
Также на первом этапе мы провели диагностику исходного уровня волевых качеств подростков экспериментальной и контрольной групп, которые посещают секцию «Дзюдо».
Обобщая результаты нашего эксперимента выявилась положительная динамика роста уровня развития волевых качеств.
Сравнительный анализ данных в начале и в конце эксперимента, свидетельствует о том, что учебно-тренировочный процесс с учетом воспитания волевых качеств показал положительное влияние на развитие волевых качеств, на психоэмоциональное состояние подростков, эффективно воздействовали на психическое состояние, нормализовали уровень тревожности и агрессивности, повысили самооценку личности. Использование педагогических приемов из раздела дзюдо способствовало более эффективному снижению психических напряжений, формированию позитивного отношения к социально значимым видам деятельности.
Вовлечение подростков в занятия секции дзюдо, позволило сформировать у большинства из них позитивное отношение к социально значимым видам деятельности. К концу педагогического эксперимента положительно изменилось:
отношение к учебной деятельности, стали положительно относится к учебе; повысилось качество успеваемости, сократилось число подростков с удовлетворительной успеваемостью, и как следствие произошло повышение мотивации к учебе, уменьшилось число конфликтов с учителями, снизилось количество пропущенных уроков без уважительных причин, сократилось число учащихся, имеющих различные степени педагогической запущенности.
отношение к обязательным урокам физического воспитания. Подростки отмечают, что уроки им нравятся, что занятия необходимы современному человеку» достоверно возросла мотивация к спортивной деятельности. Ребята являются победителями и призерами различных соревнований. В 7-ом открытом традиционном первенстве поселка Мохсоголлох, команда экспериментальной группы ДЮСШ № 2 заняла второе место. Этот проигрыш помог ребятам стать более сплоченным коллективом. Более организованно стали проходить тренировки.
Эффективность учебно-тренировочного процесса с учетом воспитания волевых качеств подростков подтвердилась не только положительной динамикой результатов экспериментальной группы, но и превосходством над результатами тестирования контрольной группы.
Итак, результаты наших исследований позволили решить ряд важных вопросов, связанных с проблемой воспитания волевых качеств дзюдоистов в подростковом возрасте в учебно-тренировочном процессе. Полученные данные подтвердили большое значение волевых качеств для обеспечения гармоничного физического развития, всесторонней физической подготовленности, создания простой базы для достижения высоких результатов у подростков, занимающихся дзюдо\
Выводы
В ходе изучения проблемы воспитания волевых качеств дзюдоистов подросткового возраста в ходе учебно-тренировочного процесса мы пришли к следующим выводам:
1. Волевые качества личности называются поведение человека, которое: сознательно контролируется самим человеком; является целенаправленным; связано с принятием решений; соотносится с борьбой равносильных мотивов, которые сами по себе не в состоянии породить однозначно целенаправленное поведение; предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления, то есть преодоления препятствий, возникающих на пути к цели.
2. Подростковый этап - это своеобразный период со своими характерными морфологическими особенностями, знания которых дают возможность оценить здоровье, развитие физических качеств, обучаемость детей и формирование рациональной спортивной техники для достижения высоких спортивных результатов.
3. В подростковом возрасте при занятиях дзюдо преимущественное внимание должно быть уделено развитию всех качеств ребенка. В подростковом возрасте эффективнее воспитывать такие качества как целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, решительность, настойчивость, выдержка, смелость.
4. Учебно-тренировочный процесс с учетом воспитания волевых качеств показал положительное влияние на развитие волевых качеств, на психоэмоциональное состояние подростков, эффективно воздействовали на психическое состояние, нормализовали уровень тревожности и агрессивности, повысили самооценку личности.
