29-10-2024
Пашковская Ляля Вячеславовна
преподаватель ГБПОУ "Донецкий медицинский колледж"
Внедрение научных технологий в медицину высоко подняло планку требований к выпускникам профессиональных учебных заведений. Одним из ведущих методов совершенствования профессиональной подготовки студентов медицинских колледжей являются интерактивные методы обучения. Цель интерактивных методов обучения - создание условий, при которых студент почувствует свою интеллектуальную состоятельность и успешность, что эффективно для процесса обучения.
В настоящее время в учебном процессе кафедры используются следующие интерактивные методы обучения:
Кейс–метод – групповое обсуждение вопросов, позволяющих продемонстрировать навыки самостоятельного мышления и умение принимать решения.
Деловые, ролевые игры – метод обучения, позволяющий студентам выступить в различных профессиональных ролях и создать на занятии проблемную ситуацию.
Метод мозгового штурма – оперативный метод создания идей и решений в группе на основе стимулирования творческой активности, при котором студентам предлагается высказать различные варианты решения ситуации.
Метод групповой дискуссии заключается в специфической беседе, которая направлена на обучение студентов анализу профессиональных ситуаций, формирование навыков формулирования проблемы, развитие умения взаимодействовать с другими участниками, а также формирование навыков коллективного принятия решений по различным профессиональным проблемам.
Метод PBL (problembasedlearning – проблемно–ориентированное обучение) – метод обучения, в ходе которого студент будет овладевать компетентностью по различным дисциплинам в процессе самостоятельной работы над поставленной проблемой. В процессе PBL происходит интеграция дисциплин как по горизонтали (дисциплины одного уровня), так и по вертикали (базовые и профилирующие дисциплины).
Метод TBL (teambasedlearning – обучение в малых группах) – метод обучения, позволяющий развить у студентов навыки работы в команде.
Пример интерактивного метода обучения (кейс–метод) на кафедре:
Место проведения кейс – метода: «Основные методы лечения в травматологии…» – учебная аудитория кафедры ГПОУ «ДМК».
Целевая группа: студенты 3 курса специальность «Лечебное дело».
Тема занятия: «Основные методы лечения в травматологии. Общие правила оказания первой медицинской и доврачебной помощи при повреждениях»
Продолжительность кейс–метода – 2 часа.
Цель кейс–метода: научиться анализировать и вырабатывать групповое решение в определенной ситуации на различных этапах оказания медицинской помощи.
Задачи кейс–метода:
• Анализировать и сортировать информацию для решения поставленных задач.
• Принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.
• Выявлять ключевые проблемы.
• Генерировать возможные пути решения и оценивать их.
• Четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию.
• Общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию.
• Получать коммуникативные навыки.
• Развивать презентационные умения.
• Формировать интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения.
• Учиться самостоятельно находить необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
• Отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента.
• Сформировать устойчивые навыки рационального поведения в жизненных ситуациях.
I ступень кейс–метода. Введение в проблему: описание ситуации и представление сути проблемы. Студенты получают задание проанализировать ситуацию и выделить важные аспекты.
II ступень кейс–метода. Сбор информации: анализируется предоставленный фактический материал, проводится оценка дополнительной информации. Эта работа. проводится в малых группах.
III ступень кейс – метод. Рассмотрение альтернатив: развитие альтернатив действия в клинической ситуации (проводится в малых группах).
IV ступень кейс – метода. Принятие решения: требуется найти совместное решение внутри малой группы.
V ступень кейс – метода. Презентация решения: происходит перед всей аудиторией. Малые группы, с одной стороны, защищают свое решение, а с другой, критически проверяют аргументы другой группы.
VI ступень кейс – метода. Сравнительный анализ: сравниваются найденные решения с решением, принятым в действительности.
В процессе освоения темы у студентов формируются следующие компетенции:
• Принимать на себя ответственность за получаемое образование.
• Анализировать, сопоставлять и систематизировать полученные знания.
• Пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы.
Технологическая карта кейс – метода
№ п/п Наименование этапа занятия Время Описанин этапа Примечание
1 Организационный этап, актуализация занятия 3 мин
12 мин
Вступительное слово преподавателя (условия работы с кейсом)
2 Практическая часть. Формирование малых групп (по 4 – 6 человек) 3 мин Обсуждение методики работы в малых группах, распределение ролей
3 Введение
в
10 мин Представление преподавателем проблемы: просмотр презентации Проведение дискуссии
4 Представление клинического случая из практической деятельности 12 мин Представление преподавателем иллюстративной презентации жизненной ситуации Рекомендуется поэтапное решение задачи: составление диагностической программы, проведение неотложных мероприятий, лечение
5 Работа в малых группах 30 мин Решение задачи
6 Выступления групп 30 мин Тактика. пациента ведения
7 Заключительный этап. Обобщение преподавателя, разбор ошибок. Оценка студентов 10 мин
8 Подведение итогов, групповая рефлексия, заключительная часть 10 мин Заключение педагога Обобщение материала практического занятия
ИТОГО 2 часа
В 1 блоке: анализируются функции фельдшера:
• Поставить предварительный диагноз.
• Составить диагностическую программу.
• Провести неотложные мероприятия.
Во 2–м блоке: анализируются функции фельдшера, перед которым ставятся следующие задачи:
• Предложить дополнительные методы исследования с целью уточнения диагноза.
• Поставить диагноз и провести дифференциальный диагноз.
• Провести анализ полученных клинических и инструментальных данных.
В 3–м блоке: анализируются функции фельдшера:
• Контроль за проведением лечения.
• Проведение курсов симптоматического лечения.
• Проведение реабилитационных мероприятий.
• Проведение профилактики заболевания.
• Рекомендации по здоровому образу жизни.
• Занятия физической культурой и спортом.
Оценка кейс-метода
№ Характеристика ответа Баллы
1. Неправильный ответ/нет ответа 0
2. Неполный ответ, не содержит всех основных моментов 1
3. Неполный ответ с содержанием основных моментов 2
4. Полный ответ 3
Максимальное количество баллов – 24 балла.
Трансформация баллов в оценку
№ Оценка Сумма баллов
1. неудовлетворительно 0 – 8
2. удовлетворительно 9 – 16
3. хорошо 17 – 20
4. отлично 21 – 24
Опыт использования интерактивных методов обучения на нашей кафедре показал эффективность образовательного процесса: пробуждение интереса у студентов к дисциплине и самообразованию, формирование собственного мнения и умения отстаивать свои позиции, эффективное усвоение преподаваемого материала, самостоятельный поиск вариантов решения поставленной задачи, активное взаимодействие между студентами в команде.
Прؚименؚенؚие инؚтерؚактивнؚых методов обученؚия способствует развитию творؚческого мышленؚия, повышенؚию коммунؚикативнؚых нؚавыков, улучшенؚию аналитических способностей студентов, улучшению навыков презентаций и публичных выступлений.
Список литературы
1. Буранов Д.Д. Особенности приؚменения интерактивных методов в медицинском образовании // Современное образование. 2019. № 9. С. 39–45.
2. Инновационные технологии и интерактивные методы обучения в преподавании клинических дисциплин в медицинском ВУЗе / Н.В. Агранович, А..Б. Ходжаян, О.В. Агранович [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 12–2. С. 255–256.
