Статьи

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОО в работе тьютора с детьми с ОВЗ

23-10-2024

Изюмова Елизавета Михайловна

 

 Тьютор для групп компенсирующей направленности; Мурманская область г.Гаджиево ; МБДОУ "Детский сад № 1 "Семицветик""

Сбережение здоровья детей является одной из значимых государственных задач. Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, помимо речевых нарушений, а также нарушений познавательной деятельности, характеризуются нарушением двигательной сферы, ослабленным здоровьем. Ограниченные возможности здоровья препятствуют освоению образовательных программ и являются предпосылкой к нарушению взаимодействия детей с окружающим миром, обуславливают возникновение отклонений в их развитии. Поэтому при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) требуется систематическая работа по укреплению и сохранению их здоровья.
Цель здоровьесберегающих технологий в ДОО применительно к ребёнку с ОВЗ – обеспечение оптимального уровня здоровья у воспитанников с ОВЗ в детском саду и развитие культуры осознанного отношения к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Выделяют среди здоровьесберегающих образовательных технологий три подгруппы:
• организационно–педагогические технологии, которые определяют структуру образовательного процесса, способствуют предупреждению состояний переутомления и других дезадаптивных форм поведения;
• психолого–педагогические технологии, связанны с работой педагога и дошкольника с ОВЗ, непосредственное сопровождение ребёнка в образовательном процессе;
• учебно–воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем самочувствии и формированию культуры здоровья.
Современные здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие виды:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная и т.д.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно–игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж и т.д.
3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика и т.д.
Приведу пример используемых мною видов здоровьесберегающих технологий:
1.Сказкотерапевтические
2. Проблемно–игровые (игротреннинги и игротерапия)
3.Мышечная релаксация
4.Тактильно-сенсорные панели и игры
5.Дыхательная гимнастика
6.Игры и упражнения на формирование движений пальцев руки
7.Игры на нейротренажерах
Практика показывает, что использование здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях позволяет решить ряд нескольких задач:
• Способствует развитию речевой активности детей;
• Развивает речевые умения и навыки у детей с особыми образовательными потребностями;
• Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
• Стимулирует познавательный интерес у дошкольников с ОВЗ;
• Улучшает концентрацию внимания;
• Снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
• Развивает мелкую, общую и артикуляционную моторику.
Здоровьесберегающие технологии, влияют на развитие личности ребёнка с ОВЗ, на проблему социальной адаптации дошкольников, помогают тьютору в комплексном, системном, а также поэтапном устранении нарушений. Правильно организованные занятия тьютора с детьми с особыми образовательными потребностями помогают с помощью здоровьесберегающих технологий сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно–образовательного процесса. Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий на занятиях зависит от грамотно организованной работы тьютора.

Поиск