Статьи

Приёмы формирования сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ЗПР

29-11-2024

Линяева Елена Вячеславовна

 

 Воспитатель групп компенсирующей направленности

Дети с ЗПР отличаются эмоциональной неразвитостью, их речь бедна, невыразительна, монотонна по звучанию, им часто недоступны эмоционально-экспрессивная окрашенность и правильное интонирование текста. Устранению таких дефектов способствуют игры драматизации, когда дети не просто выполняют то или иное задание, а перевоплощаются в персонажей со своими характерами, речью, системой взаимоотношений. Для того чтобы игровая деятельность детей с ЗПР достигла такого развития, при котором ее можно использовать в качестве одного из ведущих средств воспитания детей, чтобы она способствовала формированию психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, надо предварительно сформировать в ней отдельные структуры.
Нарушение игровой деятельности можно условно разделить на два вида:
• связанные с недостаточной сформированностью игры, как деятельности;
• специфические нарушения, характерные для такого вида деятельности, как игра.
Развитие замысла тесно связано с общим умственным развитием ребенка. В связи с тем, что дошкольники с ЗПР не могут самостоятельно создать замысел игры, и реализовать его, им нужна помощь со стороны взрослого. Так как у большинства детей с ЗПР снижена потребность в игре.
Поэтому основной задачей является формирование положительного эмоционального отношения к игровой деятельности, развитие интереса к сюжетной игре.
В процессе индивидуального общения и в работе с группой детей воспитатели, педагоги задаются эталоны отношений к игре и игрушкам.
Обучают детей основным структурным элементам: игровому замыслу, умению создавать сюжет, придумывать игровые действия, распределять роли, соблюдать правила игры, которые диктуются самой игрой, создаются детьми или предлагаются взрослыми.
Развитие замысла тесно связано с наличием у ребенка определенных знаний, представлений об окружающем предметном и социальном мире, впечатлений о нем. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи педагог расширяет жизненный опыт детей, учит актуализировать его.
Формирование умений строить план-замысел сюжетной игры и осуществлять его реализацию должно включать выработку умений строить алгоритмы различных видов деятельности. Для того чтобы выработать у детей потребность в предварительной организации самостоятельной игры нужно использовать те виды деятельности, результат которых достаточно нагляден: задания по конструированию, изобразительной и речевой деятельности.
Как переходный этап к самостоятельным сюжетным играм можно использовать задания Г.Д.Лукова. Под руководством взрослого дети разворачивают сюжетные игры, в которых они выступают в качестве режиссера. Дети, не выполняют ни каких ролей, а только управляют действиями игрушек по составленному предварительному плану реализации сюжета. Остальные дети выступают в качестве зрителей. Затем игра анализируется.
На данном этапе осуществляется обучение умению переносить выработанные способы планирования на сюжетные игры. Также используется анализ сюжета игры, который сообщается детям в виде рассказа:
составление картинного плана ситуации (сначала при помощи набора сюжетных картинок, затем фигурок);
1. Вычленение персонажей, установление их иерархии;
2. Определение системы действий каждого персонажа;
3. Определение системы между персонажами;
4. Описание необходимых для разыгрывания сюжета игрушек и игровых атрибутов;
5. Описание сюжета с опорой на картинный план;
6. Реализация сюжета в рамках режиссерской игры.
Обучение детей элементарному планированию игры сначала проводиться на примере простых сюжетов (2 персонажа – одна ситуация), затем переходит к более сложным (несколько персонажей – несколько ситуаций).
Приучая детей к планированию сюжетной игры, нужно постепенно двигаться от подробного плана к краткому обозначению основных вех сюжета, а затем вообще отказываться от внешнего планирования игровой деятельности.
Таким образом, формирование сюжетной игры как деятельности у дошкольников с ЗПР осуществляется по следующим направлениям:
• формирование положительного эмоционального отношения к игре, игрушкам, взрослым;
• обучение умению строить алгоритмы деятельности с достаточно наглядным результатом;
• перенос выработанных способов планирования на сюжетную игру, в которой дети выступают в качестве ее организатора (анализ сюжета игры, предложенного в виде рассказа, режиссерские игры);
• самостоятельные сюжетные игры.
Список литературы:
1. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2012. – № 6. – С. 62 – 68.
2. Прозорова, М. Изучение дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / М. Прозорова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – №2. – С. 66–69.
3. Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Под ред. Т.Г. Неретиной. – М. : Баласс, 2014. – 240 с.

Поиск