20-03-2025
Валиева Наталия Николаевна
учитель русского языка и литературы МОАУ "СОШ № 78" г. Оренбурга
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
Валиева Наталия Николаевна
учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР
МОАУ «СОШ № 78» г. Оренбурга
Неуспеваемость в учебе, особенно если она проявляется на ранних этапах школьного обучения, представляет собой серьезную проблему, которая может значительно затруднить процесс овладения ребенком основами образовательной программы. В начальной школе формируется базовый уровень знаний, который будет служить основой для дальнейшего учебного процесса. В этот период у детей развиваются умственные способности, а также практические навыки, которые необходимы для успешного обучения. Если этот фундамент оказывается недостаточно прочным, то у ребенка возникают значительные трудности в освоении более сложных тем и предметов в последующих классах. В результате этого многие дети могут потерять интерес к учебе и даже полностью выпасть из образовательного процесса.
Важно отметить, что подобные проблемы можно предотвратить, если вовремя оказать ребенку необходимую помощь, соответствующую его индивидуальным трудностям. Для этого необходимо определить причины неуспеваемости и понять, какие из них имеют место в конкретном случае. Это требует диагностики, которая поможет выявить специфические проблемы и найти способы их устранения или коррекции последствий. Причины неуспеваемости среди школьников в общеобразовательных учреждениях изучались многими педагогами и психологами. По данным исследований, около 50% неуспевающих учащихся составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР).
У таких детей наблюдается недостаток знаний об окружающем мире, что сказывается на их способности рассказывать о свойствах и качествах предметов. Умственные операции у них часто не сформированы должным образом, что затрудняет процесс обучения. Кроме того, у таких детей наблюдается низкая речевая активность: их словарный запас ограничен, высказывания порой бывают односложными, а грамматическое оформление оставляет желать лучшего. Интерес к учебной деятельности у детей с ЗПР, как правило, не проявляется, а если и проявляется, то он очень слабый и нестойкий. В таких случаях преобладает игровая мотивация, что также негативно сказывается на учебном процессе. Кроме того, у детей с задержкой психического развития плохо развита произвольная регуляция поведения, что приводит к дополнительным трудностям в учебе. Таким образом, для успешного обучения детей с неуспеваемостью необходимо не только выявлять причины их трудностей, но и разрабатывать индивидуальные подходы к каждому ребенку. Это может включать в себя специальные методики обучения, психологическую поддержку, а также помощь в развитии необходимых навыков. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к его обучению должен быть адаптирован к его потребностям. Только так можно помочь детям преодолеть трудности и достичь успехов в учебе.
Оптическая дислексия – это серьёзное нарушение процесса чтения, корень которого лежит в неспособности мозга эффективно обрабатывать зрительную информацию, связанную с буквами. Дети и взрослые с оптической дислексией сталкиваются с трудностями распознавания букв, часто путая и заменяя их местами. Это не просто «ленивое» чтение или недостаток старания – это глубинная проблема в работе зрительной системы, проявляющаяся на уровне первичной обработки визуальных сигналов. В основе этого расстройства лежит целый комплекс нарушений.
Прежде всего, это трудности оптического и оптико-пространственного анализа. Мозг испытывает сложности в разложении зрительного образа на составляющие части, в анализе пространственных взаимоотношений элементов изображения.
Представьте себе, что вам показывают сложную фигуру, состоящую из нескольких переплетающихся линий. Человек без оптической дислексии легко разделит её на составляющие, в то время как человек с этим нарушением будет испытывать значительные затруднения. Это же касается и букв – они воспринимаются как неразложимые, хаотичные нагромождения линий, вместо чётких, отдельных графических символов. Далее, существенным фактором является недифференцированность зрительных представлений. Буквы выглядят похожими друг на друга, недостаточно четко различаются в памяти. Зрительная память, ответственная за хранение и извлечение визуальных образов, работает неэффективно. В результате, символы сливаются, перепутываются, затрудняя опознание и чтение. К этому добавляются нарушения зрительного восприятия в целом – трудно сосредоточиться на тексте, отслеживать строки, удерживать внимание на деталях.
Пространственное восприятие тоже страдает – сложно ориентироваться на странице, понимать взаимное расположение слов и предложений. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны и усугубляют друг друга. Коррекция оптической дислексии – это длительный и комплексный процесс, требующий систематической работы по нескольким направлениям. Ключевые задачи терапии – развитие и совершенствование зрительного восприятия и узнавания (гнозиса), улучшение зрительной памяти (мнезиса), формирование адекватного пространственного восприятия и представлений, совершенствование зрительного анализа и синтеза. Также важна работа над формированием вербальных обозначений пространственных отношений – научиться описывать, где находится тот или иной элемент изображения относительно других.
И, конечно, необходимо целенаправленно работать над дифференциацией букв, которые часто смешиваются: сначала изолированно, затем в слогах, словах, предложениях и, наконец, в целых текстах. Например, для развития зрительного гнозиса используются различные упражнения. Это могут быть задания на узнавание контурных изображений предметов – назвать предмет по его неполному или перечеркнутому контуру, определить ошибки в рисунке, выделить отдельные контуры из сложного наложения фигур (аналогично фигурам Попельрейтера – специально разработанные тесты, помогающие оценить уровень развития зрительно-пространственного восприятия). Важны упражнения на сравнение предметов по размеру – как с реальными объектами, так и с изображениями одинакового размера, но представляющими объекты разного реального масштаба. Это помогает развивать способность к анализу и сравнению, к различению деталей и тонких различий между изображениями. Ещё один важный аспект – подбор картинок к определённым словам или понятиям. Это укрепляет связь между зрительным образом и его смысловым значением. Кроме того, необходимо развивать зрительную память. Для этого используются упражнения на запоминание и воспроизведение последовательностей картинок, букв, геометрических фигур.
Важно постепенно увеличивать количество элементов, которые нужно запомнить, и усложнять задания. Это способствует тренировке способности к концентрации внимания, запоминанию и воспроизведению визуальной информации. В целом, комплексная работа по всем указанным направлениям, включающая в себя различные упражнения и методики, позволяет достичь значительных успехов в коррекции оптической дислексии и улучшить навыки чтения. Однако, важно помнить, что это длительный процесс, требующий терпения, настойчивости и индивидуального подхода к каждому ребёнку или взрослому.
Список использованных источников и литературы
1. Батуев А.С. Высшие интегративные системы мозга. Л.: Наука, 1981. 255 с.
2. Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2003. №4. С. 27-33.
3. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб.: «Союз», 2000. 132 с.
4. Дети с задержкой психического развития / Под. ред. Т.А.Власовой, В.И. Дубовского, Н.А.Цыпиной. М.: Просвещение, 1984. 282 с.
5. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Сост. Н.Д.Соколова, Л.В.Калинникова. М.: «Гном и Д», 2001. 32 с.
6. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. 192 с.
7. Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в усвоении навыков чтения и письма детьми с ЗПР // Дефектология. 1979. № 2. С.13-15.
8. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М.: Аркти, 2002. 136 с.
9. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М.: Владос, 1999. 273 с.
10. Шкловский В.М., Лукашевич И.П. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей // Дефектология. 2001. №2. С.20-27.