07-02-2025
Фомина Наталья Владимировна
учитель МБОУ Глазуновская средняя общеобразовательная школа
Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, продиктовано необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД.
Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.
Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями. То есть формирования УУД.
Главное условие для успешного формирования УУД – включение обучающихся в активную внеурочную деятельность.
Как же мы это делаем?
• не преподносим ученикам новое знание в готовом виде, а организуем процесс так, чтобы они добывали это знание в собственной учебно-познавательной деятельности;
• учитываем возрастные психологические особенности развития детей;
• создаем доброжелательную атмосферу ;
• формируем у учащихся способность к аналитическому выбору и адекватному принятию решения в ситуации выбора;
• создаем условия для приобретения учащимися опыта творческой деятельности.
• обучаем работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе. Применяем ИКТ.
Личностные УУД формируем задавая вопросы, способствующие созданию мотивации. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали
Познавательные УУД формируем, побуждая учащихся к действию: «Подумайте », «Выполните задание», «Проанализируйте», «Сделайте вывод..» Задания для формирования познавательных универсальных учебных действий: "найди отличия"; "на что похоже?"; поиск лишнего; "лабиринты"; хитроумные решения; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; работа со словарями; составление и распознавание диаграмм.
Работая над формированием регулятивных УУД, учим конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой -либо задачи.
Задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий: "преднамеренные ошибки"; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; "найди ошибки"; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий: составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; "отгадай, о ком говорим"; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);"подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия (осознание обучающимися всех компонентов учебной деятельности).
Для формирования УУД во внеурочной деятельности используем следующие виды работ:
«Соревнование». Работа с карточками разных цветов и формы. Инсценировка сказок. Конкурс чтецов. Творческие задания.
Для анализа своих успехов пользуемся «Лесенкой достижений»
Мы считаем, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Главным во внеурочной деятельности становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.
Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе работы внеурочной деятельности нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочных занятий по формированию умения учиться.
Конечно, мы, учителя начальных классов, не можем говорить о том, что у всех выпускников полностью сформированы все компоненты учебной деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.
Таким образом, формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности.