Статьи

Методическая разработка "Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений"

15-01-2025

Никитина Оксана Шяфкатьевна

учитель-логопед

Тема: Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

Цель: Формировать грамматический строй речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

Задачи:

-совершенствовать методы и приемы, формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР в соответствии и требований ФГОС ДО и ФОП ДО.

-создать развивающую предметно-пространственную среду для игровой деятельности (трансформируемая, содержательно-насыщенная, полифункциональная, доступная, вариативная, безопасная)

-обобщить опыт работы по теме: «Формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.

-создать систему работы по формированию грамматического строя речи детей дошкольного возраста с ОНР, через игровую деятельность.

-установить взаимодействие родителей, воспитателей и логопеда для обеспечения единых требований при реализации задач коррекционной работы, создать родительский клуб «Речевичок»


Актуальность

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с

дошкольниками – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, а также формирование грамотной и правильной речи. Отсюда, сформированность навыков грамматического строя, является условием формирования межличностных отношений с окружающим социумом. Кроме того, грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребёнком окружающего мира. Развивая речь ребёнка, не включая его в познавательно- исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. Поведение дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и так далее. При этом ребёнок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Одним из важнейших направлений коррекционно - развивающего обучения детей с ОНР является формирование лексико-грамматических средств языка, навыка словообразования и развития связной речи.

У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций. При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР. Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. Я считаю, что использование дидактических игр и игровых приёмов в процессе формирования грамматики у детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.

Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. Главная проблема учителя – логопеда – поиск игровых методов, различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами обучения, способствующие формированию грамматического строя речи.

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Известно, что дидактические игры и упражнения – лучшее средство для формирования грамматически правильной речи. Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ.

В своей работе я систематизировала и использовала основные традиционные и нетрадиционные приёмы в игровой деятельности с ребёнком, как развивающий процесс в формировании грамматического строя речи. Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. И с учётом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Итак, я считаю, проблему формирования лексико-грамматического строя речи в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями актуальной и перспективной, имеющей большую практическую значимость.




1.Ресурсное обеспечение и программно-методическое сопровождение



В своей работе использую различные учебные пособия, что позволяет мне повысить свой уровень знаний и помогает в практической работе с детьми, достигнуть поставленной цели, скорректировать отдельные моменты, пополнить картотеки. Целостность педагогического развития с воспитанниками я обеспечиваю в реализации следующих программ:

В своей работе использовала литературу:

-Парциальная программа Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекция нарушений речи» В этой программе выстроена коррекционная работа с дошкольниками имеющие особенности развития, посещающих группы комбинированной направленности. Структура программного материала предусматривает описание формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

- Лопатина Л.В.. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста - в пособии описаны особенности фонетико-фонематических нарушений у детей со стертой дизартрией и представлены игры и упражнения для коррекции этих нарушений.

-Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. В пособии представлена система заданий и упражнений, направленных на формирование и коррекцию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития. Издание предназначено для учителей- логопедов, воспитателей речевых и массовых групп, родителей.

- Быстрова И.А, Сизова Э.А, Шуйская Т,А Логопедия в диалогах. Книга предлагает подборку материала, который может быть использован как для заучивания наизусть. Так и для развития фонетико- лексико- грамматической стороны речи. В логопедические упражнения включены интересные практические задания.

- Чистякова И.А..33 игры для развития глагольного словаря дошкольников - Дидактические игры для обогащения и уточнения глагольного словаря, формирования глагольных форм и развития связной речи. Книга способствует развитию речи и логического мышления, активизирует внимание и память детей.

- Филимонова О.Ю.. Развитие словаря дошкольника в играх.- В книге представлены подробные описания игр и занятий, способствующих развитию речи дошкольников всех возрастных групп.

-Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. В книге представлена логопедическая работа по формированию лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Предназначается специалистам, а также широкому кругу читателей

- Лопухина И.С. Логопедия . В книге 550 занимательных упражнений для развития речи. Книга содержит 550 специальных упражнений, скороговорок, считалок, загадок, игр и стихотворений, сочиненных автором специально для занятий по формированию правильной речи у детей дошкольного возраста. Упражнения сопровождаются более чем 500 рисунками. ... Книга рассчитана на логопедов, воспитателей детских дошкольных учреждений, родителей и самих малышей.

-Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях.- Предлагаются игровые задания, которые способствуют развитию у детей грамматического строя речи, преодолению наиболее характерных речевых ошибок, обогащению словарного запаса, совершенствованию связной речи. Пособие адресовано родителям, логопедам, воспитателям детских садов, гувернерам, учителям для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

- Быстрова Г.А, Сизова Э.А , Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. Книга представляет собой дидактическое пособие для занятий по усвоению и закреплению в речи ребёнка правил склонения имен существительных. Материал, собранный опытными педагогами-логопедами, позволит ребёнку освоить непростые правила русской грамматики в игровой форме.

Грамотно организованная среда даёт мне возможность неформально построить логопедические занятия так, чтобы избежать монотонности и помогает ребенку быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

В логопедическом кабинете, всё пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, индивидуальные тетради, ручки, карандаши, игры на развитие мелкой моторики рук.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено пространство: стол для индивидуального занятия, столы для групповых занятий, а также занятия могут проходить сидя на ковре. Имеется различное оборудование: мячи, мешочки набитые песком и крупой, массажные шарики «Су джок», разноцветные ветродуйки, султанчики, ленточки, а также пособия, необходимые для проведения по формированию лексико- грамматического строя речи детей. Много пособий сделано руками воспитателей и родителей совместно с детьми (Лэпбуки).

Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, здесь подобраны наборы предметных картинок, сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию.

В коррекционном центре используются: говорящая азбука, настольно – печатные игры д

 

Поиск