Статьи

Методическая тема «Воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями»

02-05-2023

Колосов Дмитрий Александрович

учитель физики, информатики, обзр

Методическая тема

«Воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями»


Предмет "Информатика и ИКТ" является комплексной, междисциплинарной отраслью научного знания. Информатика способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий, необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Поэтому формирование информационной культуры и развитие информационно-коммуникативной навыков учащихся через освоение фундаментальных и теоретических основ информатики при сохранении направленности на развитие познавательных и творческих способностей является основной задачей курса информатики.

Цель - воспитание активной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной включаться в самостоятельный поиск, делать собственные открытия, самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность за конечный результат.

Задачи инновационной деятельности конкретизируют поставленную цель:
• реализовывать идею непрерывного обогащения информационной, коммуникативной культуры учащегося за счёт индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»;
• развивать творческую инициативу ученика;
• воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.
Поставленные задачи решаю на всех трёх образовательных ступенях учебно-воспитательного процесса через практическую реализацию образовательных программ, определяющих цели, задачи, содержание обучения; программное, методическое и техническое обеспечение; принципы внедрения программ и критерии оценки их эффективности.
Пути решения поставленных задач - это оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, технологии деятельностного обучения, метода проектов.
Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:
• информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);
• коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);
• социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);
• предметную (способность применять полученные знания на практике).
Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило обратной связи, правило индивидуальности.
Ведущую роль отвожу проектной технологии, способствующей созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом; развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании; более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.
Использование в процессе преподавания предмета воспитательных технологий, обеспечивающих формирование позитивного социального опыта у учащихся
Наименование технологии(ий) Формы воспитательной деятельности Компетенции, на формирование которых направлено использование технологий в воспитательной работе
1. Технология саморазвивающего обучения А.Г. Селевко, Г.К.Селевко Групповая работа, индивидуальная работа, коллективное творческое дело Умение управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения, выстраивать собственную траекторию самообразования и саморазвития
2. Технология «Групповая проблемная работа» Диспут, решение педагогических ситуаций Развитие умения, способности видеть себя со стороны; формирование установки на анализ своих действий; обучение поиску альтернативных решений; ориентация на рефлексию; готовность преодолевать проблемно-конфликтные ситуации
3. Педагогика сотрудничества Профильная дифференциация Обеспечение социальной адаптации учащихся к современным социально-экономическим условиям в стране; оказание помощи ученику в выборе профессии

а)
Наименование инновационной(ых) образовательной(ых) технологии(ий) Цели применения инновационной(ых) образовательной(ых) технологии(ий) Компетенции, на формирование которых направлено использование инновационной(ых) образовательной(ых) технологии(ий) Результаты, на формирование которых направлено использование инновационной(ых) образовательной(ых) технологии(ий)
Личностно-ориентированное обучение Формирование и совершенствование самореализации личности Компетенции личностного самосовершенствования Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки
Деятельностный метод Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания Коммуникативные, социально-трудовые, учебно-познавательные компетенции Умение общаться в группе, убеждать других, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; осознанное построение своей деятельности по достижению цели и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов
Метод проектов Создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик успешен, проявляет свою интеллектуальную состоятельность Ценностно-смысловые компетенции Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения
Информационно-коммуникационные Повышение качества образовательного процесса Коммуникативные компетенции Поиск, анализ и сбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача; умение применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии






б)
Наименование инновационной(ых) образовательной(ых) технологии(ий) Формы организации занятий Методы обучения
Личностно-ориентированное обучение Индивидуальная работа Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся
Деятельностный метод Командная игра, дискуссия Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Метод проектов Выполнение докладов, тестов, интерактивных ресурсов, проектов в Exсel, электронные презентации в Power Point, Web-сайты Методы организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта
Информационно-коммуникационные технологии Компьютерный эксперимент, практическая работа, самостоятельная работа, лабораторный практикум Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся
О результативности моей методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:
• победы и призовые места моих учеников в детских творческих конкурсах, фестивалях;
• публикации творческих работ учащихся на школьном сайте, сайтах сетевых сообществ и проектов;
• высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;
• достаточно высокое качество знаний учеников по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (от 62% до 100%);
• успешная социализация моих выпускников.
Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Я целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Моя воспитательная система направлена на развитие личности ученика, максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, успешной социализации выпускника в современном обществе. Цель воспитательной системы - воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности и необходимости участия в жизни общества.
На уроках информатики и информационно-коммуникационных технологий профессионально решаю воспитательные задачи посредством организации коллективной творческой деятельности учащихся, работы в парах, индивидуальной работы, привлекая учеников к постановке общей и частной (личностно значимой) целей. Уроки-лекции, проекты, семинары, коллоквиумы, зачёты, конкурсы, телемосты, экскурсии, творческие мастерские, уроки самостоятельной творческой работы прочно вошли в мою методическую систему.
Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддерживать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих дифференцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость, выполняет, как правило, задания повышенного уровня, испытывая чувство гордости за значимость результата своей работы (подготавливают различные мультимедийные презентации, буклеты, брошюры для защиты различных проектов по другим предметам). Подобная работа – психологическая подготовка подростка к будущей трудовой деятельности.
Таким образом, позитивный социальный опыт, накоплению которого способствует моя педагогическая система, помогает выпускникам успешно адаптироваться в обществе, готовит к профессиональной карьере.

 

Поиск