Статьи

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению и оформлению исследовательского проекта (работы)

31-10-2025

Адамова Людмила Ильинична

преподаватель, ГБПОУ Республики Марий Эл "Йошкар-Олинский технологический колледж", г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению и оформлению исследовательского проекта (работы)
Дисциплина «Введение в специальность»
для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
ВВЕДЕНИЕ
Структурные элементы ИП (Р)
Исследовательский проект (работа) состоит из следующих структурных элементов:
 титульный лист – 1 стр. (см. Рисунок 1);
 содержание – 1-2 стр;
 введение – не менее 0,5 стр.;
 основная часть проекта (работы)) –12-15 стр.;
 заключение – не менее 0,5 стр.;
 список использованных источников – (не менее 5 электронных или (и) печатных источников)
 приложения;
Каждый структурный элемент должен начинаться с новой страницы. Обязательные структурные элементы выделены полужирным шрифтом.
Исследовательские работы требуют при изложении использования научного стиля: материал преподносится в неопределённо-личной форме, последовательно, логично, без сленговых или жаргонных слов.
Титульный лист является первой страницей реферативной работы, оформляется на утвержденном бланке колледжа, образцы оформления приведены в приложениях Б и В. Все подписи фиксируются шариковой ручкой синего цвета.
Содержание должно включать наименования структурных элементов работы) с указанием номеров страниц.
Введение раскрывает обоснование (актуальность, важность, значимость) выбранной темы (проблемы). Выдвигается гипотеза исследования.
Во введении должно быть отражено:
1. Обоснование выбора темы.
2. Объект и предмет исследования.
3. Цель и задачи (они раскрывают путь к достижению цели).
4. Новизна, практическая значимость.
5. Возможно краткое описание структуры проекта.
Пример речевых клише, которые можно использовать в актуальности:
– Актуальность исследования заключается в том, что …
– Актуальность исследования определяется …
– Актуальность выбранной темы подтверждается … (необходимостью, важностью и т.д.)
– Актуальность изучения … обусловлена …
– Вопрос … является одним из наиболее актуальных …
– … поэтому изучение данной темы является необходимым для …
Объект исследования – это предмет, явление, процесс, который будет рассматриваться в исследовании.
Предмет исследования – это определенный аспект изучаемой проблемы. Может быть частью, свойством, характеристикой объекта.
Необходимо помнить, что объект исследования всегда шире, чем предмет.
Цель – это конечный научный результат, на который направленно Ваше исследование (это модификация названия темы, отвечает на вопрос «что нужно сделать»). Часто добавляют в начало фразы типа «разработать мероприятия», «предложить мероприятия» и т.п.
Задачи исследования – это определенные «шаги» по достижению указанной цели. В то же время, не стоит путать задачи с вашим планом действий. Например, изучение литературы – не является задачей.
Пример речевых клише, которые можно использовать:
– Целью работы является выявить (проанализировать, изучить, исследовать, диагностировать и т.д.) …
– Цель исследования заключается в…
– Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать … проанализировать … выявить специфику… рассмотреть … охарактеризовать … раскрыть … изучить … разработать … систематизировать.
Новизна отражает личный вклад автора, что нового было привнесено данным исследованием.
В практической значимости необходимо отразить кому и каким образом может быть полезно данное исследование. Практическая значимость неразрывно связаны с научной новизной, актуальностью исследования. Это может быть как полезность для общества в целом, отдельных организаций и предприятий, так и перспективы для дальнейшего исследования каких-либо проблем.
В кратком описании структуры требуется написать, что входит в каждый из этих разделов.
Основная часть исследовательской работы содержит подробное рассмотрение методики и техники исследования и обобщения его результатов. Она может иметь подразделы с заголовками. Содержание разделов основного текста должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Заключение – это отражение результатов проведенного исследования. Оно неразрывно связано с введением и основной частью работы.
В заключении должно быть показано, как были решены поставленные Вами задачи и достигнута ли цель. Необходимо сформулировать логически связанные выводы по каждой поставленной задаче (это будет соответствовать и структуре основной части работы) и общий вывод по теме исследования.
Пример речевых клише, которые можно использовать в заключении:
– В ходе исследования было установлено, что...
– Анализ … позволяет утверждать, что…
– Проведенные расчеты свидетельствуют о…
– Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что…
– Как показало проведенное исследование, ...
– Анализ … подтверждает…
– Таким образом, ….

Оформление исследовательского проекта (работы)
1 Общие требования к оформлению текста
При оформлении текста работы должны быть выдержаны следующие характеристики:
- шрифт № 14 Times New Roman (обычный) черного цвета;
- межстрочный интервал – одинарный;
- выравнивание текста на странице – «по ширине»;
- абзацный отступ (красная строка) равен 1,25 см;
- перенос слов не допускается;
- научный стиль: изложение материала в неопределённо-личной форме.
Текст исследовательской работы следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое - 20 мм, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 15 мм.
2 Нумерация страниц
Нумерация страниц исследовательской работы сквозная по всему тексту арабскими цифрами (шрифт № 14 Times New Roman, обычный), начиная с титульного листа и включая приложения. Страницы следует нумеровать в правом нижнем углу страницы.
Титульный лист в общую нумерацию страниц включают, но номер страницы не проставляют. Проставление номера страницы начинается с содержания (содержание является вторым листом).
3 Титульный лист
Титульный лист должен быть выполнен в соответствии с Приложением.
4 Заголовки
Структурные элементы проекта «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ» «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» должны начинаться с новой страницы.
Заголовки структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» следует располагать в середине строки без точки в конце, прописными буквами, полужирным шрифтом, не подчеркивая в виде заголовков (шрифт № 14 Times New Roman, начертание - полужирное).
Подразделам основной части присваиваются номера. Заголовки подразделов следует начинать с абзацного отступа и размещать после порядкового номера, печатать с прописной буквы, полужирным шрифтом, не подчеркивать, без точки в конце, выравнивание по левому краю (шрифт № 14 Times New Roman).
5 Иллюстрации
Иллюстрации (рисунки, диаграммы, графики, чертежи, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, где они упоминаются впервые, или на следующей странице (по возможности ближе к соответствующим частям текста. На все иллюстрации в работе должны быть даны ссылки. При ссылке необходимо писать слово «рисунок» и его номер, например: «в соответствии с рисунком 2» или «(см. рис. 2)» и т.д.
Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово «Рисунок», его номер и через тире наименование помещают после пояснительных данных и располагают в центре под рисунком. Рисунок и подпись к нему выравниваются по центру без абзацного отступа.
6 Список использованных источников
Раздел «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ» включает в себя литературные, статистические и другие источники, материалы из которых использовались при написании работы.
Сведения об источниках следует нумеровать арабскими цифрами с точкой и печатать с абзацного отступа.

№ раздела Виды источников Пример оформления источников
2 3
Книги одного автора 1. Иванова, А. Ю. Русский язык в деловой документации: учеб. и практикум для студентов, аспирантов вузов экон. и юрид. направлений подгот. / А. Ю. Иванова. – Москва: Юрайт, 2019. – 154 с. – (Специалист). – ISBN 978-5-9916-5842-3. – Текст: непосредственный.
Книги двух или трех авторов 2. Чиркова, Ю. В. Проективные методы в диагностике нарушений развития личности в детском возрасте: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. направлениям / Ю. В. Чиркова, Т. А. Колосова. – Москва: Юрайт, 2019. – 216 с.: ил. – (Специалист). – ISBN 978-5-534-05895-6. – Текст: непосредственный
6 Электронные ресурсы 3. Правительство Российской Федерации: [официальный сайт] – URL: http://government.ru (дата обращения: 19.02.2020). – Текст: электронный.
4. Электронная библиотека: библиотека диссертаций: [сайт] – URL: http://diss.rsl.ru/?lang=ru (дата обращения: 20.09.2019). – Режим доступа: для зарегистрир. читателей РГБ. – Текст: электронный.
5. РУКОНТ: национальный цифровой ресурс: межотраслевая электронная библиотека: [сайт] – URL: https://rucont.ru (дата обращения: 14.10.2019). – Режим доступа: для авториз. пользователей. – Текст: электронный.
6. Газета.Ру: [сайт] / учредитель АО «Газета.Ру». – URL: https://www.gazeta.ru (дата обращения: 15.04.2018). – Текст: электронный.

Защита проекта
На защиту отводится от10 до 12 минут, из которых 7 мин – это выступление, 5 мин - ответы на вопросы. Представление сопровождается иллюстративным материалом или презентацией. Ориентировочно презентация может содержать 8-15 слайдов (их количество зависит от наполненности и сопровождающего выступления). Презентация должна содержать титульный слайд, слайд целей и задач, слайд с источниками. (см. пример). Оформление этих слайдов строго не регламентировано, может быть изменено по усмотрению докладчика.
Размер текста на слайдах рекомендуется не менее 20 пт, анимация должна использоваться целесообразно, без излишеств. Цветовое оформление слайдов и стили могут быть выбраны по усмотрению докладчика.

 

Поиск