06-06-2025
Никифорова Светлана Владимировна
педагог дополнительного образования
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества «Радуга талантов».
Методическая разработка на тему:
«Особенности подготовки вокального произведения
вокалиста-народника».
Автор - составитель написания разработки - Никифорова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования 1 категории г. Хабаровска. МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов».
Тема: «Особенности подготовки вокального произведения вокалиста-народника».
1. Вокальная работа. Вокальное дыхание и использование различных его типов в исполнении;
2. Негативные явления звукообразования в процессе не правильного дыхания.
3. Дикция, артикуляция, формирование гласных и согласных звуков;
4. Практические упражнения для формирования четкой дикции и активной качественной артикуляции.
5. Интонация речевая и вокальная;
6. Литература
Вокальная работа.
В рамках работы с коллективом (ансамблем) или солистом на занятиях пению я уделяю внимание вокальной технике:
вокальное дыхание и использование различных его типов в исполнении;
Базой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так, как от него зависит качество звука. Певческое дыхание, во многом отличается, от обычного, физиологического. Выдох, во время которого происходит фонация (звучание), значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, переходит в произвольно управляемый волевой. Работа дыхательных мышц становится интенсивной. В работе над певческим дыханием мы знакомимся с типами вокального дыхания и способами его использования.
В певческой практике различают 4 основных типа дыхания:
Ключичный (верхнегрудной) – при таком дыхании активно работают мышцы плечевого пояса, в результате чего, поднимаются плечи. Такое дыхание часто встречается у детей, но оно для пения не приемлемо.
Грудной - Внешне дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки. Диафрагма при вдохе поднимается, а живот втягивается.
Брюшной (диафрагмотический) - Дыхание осуществляется за счет активных сокращений диафрагмы и мышц живота.
Смешанный (грудобрюшной или абдоминальный) - Активная работа мышц, как грудной, так и брюшной полости, а так - же, нижнего отдела спины.
Работа диафрагмы при смешанном типе дыхания следующая: она опускается вниз и растягивается во все стороны по всей своей окружности. В результате туловище, как бы увеличивается в объеме в области пояса. Воздух заполняет нижние отделы легких и это ощущают мышцы спины. В вокальной практике наиболее целесообразным является смешанный тип дыхания.
Сам процесс певческого дыхания при звукообразовании можно охарактеризовать следующим образом: активный и бесшумный вдох с ощущением скрытого зевка, через нос, затем плавный, экономный выдох с ощущением на опору.
Некоторые понятия, сопутствующие процессу певческого дыхания при звукообразовании:
Определение опорного звука - Сохранность ощущение вдоха, упор диафрагмальной мышцы на переднюю стенку живота, в бока, в спину, раскрытые легкие и развернутая грудная клетка - все это создает чувство опоры в звуке.
Фиксация вдоха - Во время певческого вдоха в отличие от обычного происходит не только наполнение легких воздухом, но и подготовка голосового аппарата к работе. Вдох нужно делать через нос добирая воздух ртом, после вдоха рекомендуется сделать мгновенную задержку (люфт) дыхания (дать легким дораскрыться и зафиксировать вдох). Именно этот момент является фиксацией вдоха, который необходим, для точности интонирования, в момент звуковой атаки. После чего начинается выдох. Экономное расходование дыхания, создает нормальную работу голосовых связок.
Техника певческого дыхания должна, зависеть от характера исполняемого произведения. Например: в авторской песне Игоря Матвиенко и Александра Шаганова «Конь» или р.н.п. «Посею лебеду на берегу» будут разные атаки звука и скорость вдоха. Песни разнохарактерные. Поскольку дыхание в пении является выразительным средством, то один и тот же певец в зависимости от исполнительских задач может варьировать типы дыхания. Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить. Чем подвижнее темп, тем, быстрее скорость вдоха и короче задержка дыхания.
Негативные явления звукообразования в процессе не правильного дыхания.
Тип и качество дыхания певцов определяет характер звучания в целом, ведь оно тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами, интонированием.
Перебор дыхания, небольшое давление на сладки - делает звук бедный по тембру, фальцетного характера. Придыхательный. Слабый. В этом случаи, осуществляется, использование первого грудного типа дыхания при котором, возникает излишнее мышечное напряжение в гортани, зажатость артикуляционных органов, что часто приводит к неразборчивой дикции, детонации и быстрому утомлению. Очень часто мы видим, как начинающий певец набирает очень большой запас дыхания. В моей практике не раз встречались такие вокалисты. Как- бы заранее хотелось набрать больше воздуха для исполнения. Но, к желаемому результату это не приводило. Желая, его удержать певец запирает дыхание, нарушая процесс работы всего голосового аппарата. При таком дыхании невозможно управлять звуком, возникает форсированный звук напряженное звучание. При этом петь на пиано невозможно, голос звучит напряженно. В верхнем регистре переходит в крик, а иногда и срывается голос, как говорят «Дал петуха».
Отсутствие фиксации вдоха (одномоментной задержки) - порождают неточную интонацию при первой атаке звука, как бы с «подъездом», как правило, снизу к нужной высоте, гнусавость.
Сильное подскладочное давление – брюшной тип дыхание способствует плотному и глубокому смыканию голосовых связок, что делает звук более богатый по тембру, ближе к грудному типу, но нередко бывает излишне форсированным.
И делая вывод по работе над певческим дыханием определяем, что формирование плавного экономного выдоха и есть произвольное управление певческим дыханием, которое, является основой вокально-хоровой техники. От его постановки зависит формирование других певческих навыков.
Дикция, артикуляция, формирование гласных и согласных звуков;
Дикция, артикуляция, в том числе правильное формирование гласных и согласных звуков, проговаривание глухих согласных на конце слова или фразы, является одним из важнейших качеств исполнителя и особенностью средства выразительности при подаче произведения. Педагог вокалист должен постоянно заботиться о развитии гибкости и подвижности артикуляционного аппарата поющих, добиться активности, легкости и свободы в работе отдельных его частей (языка, губ, челюсти), без чего не может быть хорошего, ясного произношения слов текста.
В особенности важно отметить необходимость непрерывной работы над однотипным формированием гласных (а, о, у, э, и, ы) в каждой хоровой партии и в хоре в целом; такая однотипность гласных, их единый характер способствует наилучшему звучанию, совершенствуя хоровой ансамбль.
Особенное внимание следует обращать на трудные для произношения в пении согласные, как, например, (к, п, т, ф, х) а также (с, ш, ц, г, щ). Первые из них в наибольшей степени прерывают вокальную линию и должны быть произносимы очень крепко и очень кратко; вторым свойственна особая характерность, резко выделяющая их среди других согласных; коротко и осторожно произносить следует, в особенности, шипящие согласные «с» и «ш».
Согласные в конце слов должны быть всегда отчетливы и ясны. Если слог оканчивается на согласную, то она относится к последнему слогу: “но-чка те-мная”, “ся-де-тсо-лнце” и т.п. Большое стечение согласных в одном слоге следует произносить скоро, легко и четко присоединяя их к гласному звуку на кантилену «страданья». Хорошо выработанная дикция станет особенным качеством вокального звучания. Рассмотрим более подробно артикуляцию, а также роль гласных и согласных звуков в певческом звукообразовании.
Практические упражнения используемые в нашем коллективе для формирования четкой дикции и активной качественной артикуляции.
Причиной невнятного произношения может быть вялость, малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, неправильное открытие рта, скованность мышц шеи и лица. Юное поколение с трудом работает над артикуляцией. Для тренировки артикуляционного аппарата рекомендуюем такие упражнения:
“Пятачок” - вытянуть губы вперед и совершать ими вращательные движения.
“Шпага” - при сомкнутых губах хорошо открыть рот, языком “колоть” щеки.
Для раскрепощения нижней челюсти использовать гласный “а” и слоги с ним.
Для активизации губ – упражнения с губными согласными “б”, “п”, м”, с гласными “о”, “у”, “и” (очень хорошо сочетание “и-у”).
При вялости языка – слог “ля” (внимание на кончик языка), слоги с согласными “р”, “ц”, “ч”.
Полезно выразительно читать текст произведения в заданном музыкальным материалом ритме.
Выделять в тексте особо трудные слова, прочитывать их с утрированием.
Произведения с активным произношением предварительно пропевать на слоги “бра”, “дри”, “гри” и т.п.
Использовать для тренажа различные скороговорки.
интонация речевая и вокальная;
Интонация играет основную роль в постижении идейно-эмоционального смысла музыкального искусства, выразительного значения мелодии, основой музыкального мышления и общения.
Прежде всего – вокальное интонирование представляет правильную передачу мелодии с помощью голосового аппарата. Неверное интонирование искажает художественный образ, создавая неправильное представление о музыкальном содержании произведения, и тем самым задерживает развитие музыкальных способностей обучающихся.
Термин «интонация» - важнейшее музыкально-теоретическое и эстетическое понятие, которое имеет несколько значений:
высотная организация тонов в единстве с временной организацией - ритмом, сопряжение двух и более тонов в целом музыкальном высказывании;
Музыкальная интонация оперирует тонами точно зафиксированной высоты, основывается н