Статьи

«Новые воспитательные технологии. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»

10-09-2024

Маряничева Екатерина Викторовна

учитель начальных классов

«Семья и школа: пути сотрудничества в современных условиях»

«Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей. Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
(В.А.Сухомлинский)
Сегодня семья рассматривается как ценность № 1. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Один из способов решения данной проблемы – это взаимодействие семьи и школы.
В настоящее время семья и школа по-прежнему остаются основными институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с определенными трудностями в осущест¬влении взаимодействия.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Многие родители считают, что воспитанием должна заниматься школа. Но школа не может заменить ребенку родителей, она лишь может сделать все, чтобы обучить ребенка, расширить его кругозор, предоставить возможность самореализоваться и проявить свои возможности. Но к большому сожалению, не все родители понимают значимость активного взаимодействия с педагогическим коллективом.
Социальным институтом после семьи, значимым в развитии и воспитании ребенка, является школа. Как со¬циальный институт школа удовлетворяет потребность общества и семьи в образовании. Надо отметить, что семья и школа как субъекты воспитания и обучения ребенка имеют как общие, так и специфические особенности.
В законе «Об образовании в РФ» определено, что образова¬тельное учреждение осуществляет реализацию образова¬тельных программ, обеспечивает воспитание обучающихся. Эффективность воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Задача педагога сделать родителей своими союзниками в деле воспитания и обучения детей. Чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками процесса воспитания и обучения своих детей.
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи. Характер взаимодействия педагогов с семьей должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, нужно ориентироваться на особенности семейного воспитания и терпеливо приобщать родителей к делам школы и класса. Таким связующим звеном совместно с педагогами, специалистами образовательного учреждения является и советник директора по воспитательной работе.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.
Вопрос воспитания детей всегда актуален, ибо без этого невозможна преемственность поколений, передача базовых знаний и духовно-нравственных норм, сохранение ценностей, традиций.
При этом важно формировать правильные ценности: Родина, природа, человек, дружба, – любовь и верность, уважение к родителям, забота о старших и младших.
С 2023 во всех школах страны была введена должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.
Главная цель советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями – решение широкого спектра задач, направленных на развитие личности на основе духовно-нравственных ценностей, личности подростков путем правильного формирования духовно нравственных ценностей и установления правильных социальных ориентиров.
Советник директора по воспитанию и работе с детскими объединениями сегодня является тем самым звеном, которое способно установить надежную связь между школьниками и педагогами и родителями.
Советник только совместно с педагогами активно вовлекают родителей, школьников во внеурочную жизнь: участие в различных акциях федерального, регионального, городского уровней, Днях единых действий, конкурсам, участие во всероссийских проектах и мероприятиях РДДМ, в детских общественных объединениях ДВИЖЕНИЕ ПЕРВЫХ, Орлята России, Волонтерской деятельности.
Важным фактором взаимодействия является развитие воспитательный среды нашего образовательного учреждения:
1.Функционирование школьного театра.
В школе с 2023 открыт Центр Детских Инициатив. ЦДИ это новые школьные пространства, где ученики проводят игры, создают и реализовывают внеклассные проекты.
С 1 сентября 2023 года обучающиеся начальных классов погрузились в увлекательный мир духовного и нравственного воспитания. Ребята стали участниками реализации проекта социальной активности младших школьников «Орлята России». В период 2023-2024 года обучающиеся приняли активное участие в Экологической активности «Экокалендарь».
Для обучающихся 5-9 классов на базе нашего образовательного учреждения было открыто первичное отделение «Российское движение детей и молодежи». В рамках которого проводятся следующие мероприятия:
1. «Россия-Родина моя»
2. «Международный день добровольцев»
3. «Герои нашего времени»
4. «Смотр строя и песни»
5. Акция «Подарок для защитника»
6. Акция «Наши герои»
7. Российское движение детей и молодежи Движения Первых занимает лидирующее положение в благородном деле по формированию духовно-нравственных качеств у обучающихся.
Обучающиеся активно принимают участие во всероссийских проектах, акция, Днях единых действий, флэшмобах. Так на примере «Недели добрых дел» в 2023-2024учебном году обучающиеся подготовили открытки, подели, расписали пряники. Все изготовленная материалы были переданы в центр «Волонтеры Подмосковья».
В работу по подготовке к проведению активно включаются родители (законные представители).
1.Так в преддверии проведении региональной акции «Игрушка детям-Руками взрослого» ученик 2 класса совместно с родителями изготовили поделку, которая также была передана в центр «Волонтёры Подмосковья».
2. Онлайн активность «С папой в деле».
Сегодня при воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни. В школе совместно с родителями проводятся Всероссийские акции, такие как: изготовление поздравительных открыток и писем детьми, «Талисман добра», «День Добра и милосердия», «Мы вместе».
Стратегии взаимодействия школы и семьи
Стратегия развития открытого сообщества школы и семьи предполагает организацию открытого взаимодействия, выстраивание длительных взаимоотношений, наращивание практики и опыта устойчивых педагогических традиций.
Стратегия быстрого реагирования направлена на оперативное вмешательство в жизнь ребенка и семьи, оказавшихся в социально опасном положении. Характеризуется применением поддерживающих технологий, социальной направленностью деятельности специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждений образования. Реализуется в соответствии с принятыми в Республике Беларусь нормативными правовыми актами.
Стратегия смешанного типа включает элементы первой и второй, а также предполагает реализацию комплексного подхода к решению актуальных проблем развития личности учащегося, его ближайшего окружения.

Таким образом, подводя итог можно сказать , что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.
Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
За порогом школы детей окружают бесконечные проблемы. На них сплошь и рядом обрушиваются трудности. Им необходим островок, где их будут любить, понимать, слушать и конечно, принимать такими, как есть. Пусть таким островком Добра и Радости станет школа! Хочется верить, что наша школа, педагоги, сотрудничество с родителями посеют в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, и стены нашего образовательного учреждения станут для детей школой «Воспитания добрых чувств».
И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны!







 

Поиск