28-10-2024
Громова Анна Витальевна
музыкальный руководитель СП ГБОУ СОШ №2 "ОЦ" д/с "Одуванчик" с. Большая Глушица Самарской области
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить
свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя
как нация. Быть и оставаться Россией».
В.В. Путин
В современном мире идёт активный поиск новых путей образования и воспитания. Система эстетического воспитания дошкольников включает в себя много компонентов, и немаловажная роль в этом отводится фольклору. Воспитание личности ребёнка, формирование его эмоциональной отзывчивости, системы духовно-нравственных ценностей – это то важное, в развитии чего участвует фольклор.
Музыкальный фольклор – это особый пласт русского народного творчества, включающий в себя не только вокальное творчество, но и танцы, обряды. Главная задача музыкального руководителя дошкольного учреждения – грамотно внедрить в свою работу все эти элементы музыкального фольклора. Эти вокальные и танцевальные занятия будут способствовать налаживанию эмоционального контакта с детьми, развивать эмоциональное общение благодаря огромному воспитательному потенциалу фольклора. Детский музыкальный фольклор является особой областью народного творчества, так как это виды музыкальных произведений, написанных взрослыми специально для маленьких детей, и творчество самих детей, которое проявляется в сочинении дразнилок, новых движений в уже известные народные игры, считалок с пением.
Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым днём возрастает роль народной культуры и фольклора в частности в сфере дошкольного образования.
Музыка в детском саду вызывает у детей много радостных эмоций. Ребенок открывает для себя мир музыки, а в разных видах музыкальной деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал.
Одной из форм приобщения детей к народной культуре являются музыкальные занятия в детском саду. Посещая их, дети знакомятся с разными видами народного музыкального фольклора. Это колядки, шуточные песни, заклички, колыбельные, игры, хороводы, попевки, потешки, которые используются в различных обрядовых праздниках.
На своих музыкальных занятиях я использую различные виды музыкальной деятельности:
- слушание народной музыки;
- пение народных песен;
- народные хороводы, танцы;
- игры;
- игра на народных музыкальных инструментах.
Народные музыкальные инструменты всегда привлекают дошкольников. Ложки, бубен, треугольник, трещотки, колокольчики, свистульки и прочие инструменты позволяют детям раскрыть свои творческие способности. Кроме того, игра на музыкальных инструментах помогает передать свои чувства, эмоции, даже внутренний мир. Стоит ли говорить о том, как музыка воздействует на формирование эмоциональной сферы ребёнка, его чуткость к красоте в искусстве и жизни. Песни, танцы, небольшие импровизации на музыкальных инструментах способны стать для детей близкими и доступными, когда грамотно включаются в праздники, развлечения и самостоятельную деятельность.
Развитие эмоциональной сферы детей требует создания особой развивающей среды для успешной работы по приобщению их к музыкальному фольклору:
- музыкально-дидактические игры;
- наглядный материал;
- сценарии музыкально-фольклорных праздников;
- конспекты занятий;
- фонотека народной музыки;
- народные костюмы для детей и взрослых;
- коллекция народных инструментов (трещотки, бубны, свистульки, колокольчики, бубенцы, балалайки, домры, гусли, ложки, треугольники, дудочки и т.д.)
Реализация поставленных задач была бы невозможна без взаимодействия воспитателей и родителей, поэтому специально для них проводятся:
- консультации индивидуальные и групповые;
- совместные праздники и развлечения;
- круглые столы;
- обновление информационных стендов и уголков для родителей.
Так какой же из всего этого следует вывод? Музыка призвана обогащать и облагораживать человека. А народное музыкальное творчество есть то самое средство формирования патриотических чувств и развития духовности. И чем раньше человек соприкасается с этим творчеством, тем лучше. Ведь приобщение детей средствами музыкального фольклора к истокам русской народной культуры и богатству народного творчества помогает им понять свои корни, нравы, обычаи и характер русского народа.