31-10-2024
Амелькина Наталия Геннадьевна
преподаватель, концертмейстер
Амелькина Наталия Геннадьевна
(Преподаватель, концертмейстер)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств имени М.А.Балакирева г. Ульяновск
Введение
Формирование навыков самостоятельной работы и аналитического мышления – это длительный и комплексный процесс, требующий последовательного развития у учащихся. Развитие этих способностей должно начинаться с раннего возраста, в младших классах.
Принципы самостоятельной работы
Ключевым принципом является тесная взаимосвязь самостоятельной работы учащихся с развитием их мышления. Задания должны стимулировать интеллектуальную активность, требуя волевых усилий для решения. Сложность заданий должна постепенно возрастать, предлагая разнообразные виды самостоятельных упражнений. При этом необходимо опираться на имеющиеся у учащихся знания и навыки, устанавливая связь с реальной жизнью. Самостоятельная работа должна быть органично интегрирована во все этапы обучения, с применением индивидуального подхода, учитывающего уровень каждого ученика. Более сильным ученикам предлагаются более сложные задания.
Развитие мышления
Особое внимание уделяется развитию мышления, формируя умения обобщать факты, делать выводы, подтверждать их конкретными примерами, а также устанавливать причинно-следственные связи.
Аналитико-синтетические операции
Важной составляющей обучения является развитие аналитико-синтетических операций. Это необходимо для осознанного усвоения теоретических знаний и умения применять их на практике.
Роль учителя
Ведущую роль в развитии самостоятельности учащихся младших классов играет учитель. Он демонстрирует выполнение задания, оказывает помощь, а затем предоставляет ученику возможность работать самостоятельно. С возрастом, уровень самостоятельности учащихся должен возрастать, готовя их к методам обучения в вузе.
Методы самостоятельной работы
Использование методов самостоятельной работы требует руководства и организации со стороны учителя. Несмотря на то, что внешне он может не проявлять активности, его роль в этом процессе остается определяющей.
Творческая работа педагога, принципы развивающего обучения
Развитие самостоятельности учащихся – сложная задача, требующая активной творческой работы педагога.
В педагогической науке активно разрабатываются принципы и методы развивающего обучения, направленные на создание системы, максимально способствующей общему развитию детей.
Принципы музыкального обучения
Для достижения максимального музыкального развития учащихся применяется ряд принципов:
1. Воспитание интереса и любви к музыке. Это достигается посредством широкого ознакомления с лучшими музыкальными произведениями на различных мероприятиях, таких как педагогические концерты, классные собрания, уроки по специальности, занятия по музыкальной литературе и сольфеджио, а также концерты лауреатов конкурсов. Дополнительным инструментом является обсуждение концертов, книг о музыке и музыкантах, систематически проводимое на собраниях классов.
2. Воспитание активных музыкально-слуховых представлений (внутреннего слуха). Это осуществляется через:
* подбирание по слуху (сначала одноголосных мелодий, затем с гармонией)
* транспонирование (как метод развития внимания, слуха и памяти, а не самоцель)
* чтение с листа
* разнообразные музыкальные игры
* наглядно-слуховые пособия
3. Систематическое развитие навыков самостоятельности. Для этого применяется специально разработанная система заданий.
4. Расширение общего музыкального кругозора. Это достигается активным участием во внешкольной работе.
Развитие музыкально-слуховых представлений
На уроках по специальности, помимо обучения игре на инструменте, необходимо уделять внимание систематической работе над развитием музыкально-слуховых представлений. Подбирание по слуху, транспонирование, запись по памяти отрывков выученных произведений – являются обязательными элементами каждого урока. Каждое вновь заданное произведение объясняется, а в дальнейшем разбирается с учеником в отношении структуры, формы, характера. Сочетая индивидуальную работу с работой с коллективом всего класса – на так называемых, «классных собраниях», педагоги могут использовать дополнительные методы, помогающие им ближе ознакомиться со своими учениками, влиять на их интересы. В дружеской беседе на классных собраниях выявляются интересы детей в области музыки, а также в области смежных искусств, литературы, их общий культурный кругозор. Педагог вовлекает детей в обсуждение только что прослушанной или знакомой им ранее музыки, учит их оценивать исполнение других учащихся, привлекает к участию в составлении музыкальных игр. Проводимая с самого начала обучения система воспитания навыков самостоятельности, охватывающая не только специальные классы, но и хор, оркестр, теоретические классы – в сочетании с общешкольной воспитательной работой может дать положительный эффект для развития учащихся. При умении педагогов заинтересовать, увлечь занятием музыкой, при направленности на общее развитие можно обеспечить правильное построение фундамента музыкального образования. На таком фундаменте легко будет строить и дальнейшее воспитание как будущего музыканта – профессионала, так и любителя музыки, вносящего свой посильный вклад в культурную жизнь общества.
Список источников:
1.Тимакин Е. Воспитание пианиста. М., Советский композитор, 1984
2. Булатова Л. Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной. М., Музыка, 1976
3. Нежнов Г. Искусство в нашей жизни. М., Знание, 1977
4. Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. Л., Музыка, 1985