02-11-2025
Макарова Наталья Юрьевна
СПБГБДОУ 119 «Незнайка» Выборгского района, музыкальный руководитель
Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную
память и т.д.
Сюжеты, образы музыкальных игр и плясок конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко его переживать. Движения, органически связанные с музыкой, ее характером, способствуют целостному ее восприятию. Отвечая своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.
Для того, чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.
Для того, чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнять свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.
Так, дети подготовительной к школе группы любят игру « Звероловы и звери» (муз. Е.Тиличеевой). В соответствии с музыкальным образом звероловы, выслеживая зверей, должны идти большими замедленными (осторожными) шагами, приостанавливаясь, оглядываясь по сторонам. Для этого детям надо уметь сохранять равновесие, двигаться плавно. Образ зайцев, в той же игре, требует большой легкости, пружинности и четкости движений, а образ волков – умения передвигаться широкими прыжками, останавливаться в соответствии с изменением характера музыки. Если дети двигательно не подготовлены, они не смогут выразительно и непринужденно передавать в движениях разнообразный характер этих музыкальных образов, и игра не будет способствовать развитию музыкального восприятия и воображения детей, не будет их радовать.
Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и пляски – это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки), они совершенствуются и на музыкальных занятиях и на занятиях по физическому воспитанию. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъемом, поэтому оно благотворно влияет и на физическое развитие детей.
Однако задачи той и другой работы различны. В физическом воспитании движения в основном служат средством развития организма ребенка, исправления физических недостатков, привития ему ряда жизненно необходимых навыков. На музыкальных занятиях движения являются средством выразительности. Главная цель – развивать у детей способность придавать этим движениям характер, связанный с музыкальным образом, делать их выразительными.
