04-10-2023
Христофорова Мария Пантелеймоновна
МБОУ "Намская СОШ 3" МР "Намский улус" РС(Я)
Цель: Повышение эффективности коррекционной работы с ребенком через формирование субъектной позиции родителей
Задачи:
- установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
- оказание квалифицированной поддержки родителям;
- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
- вовлечение родителей в речевую работу с ребёнком;
- организация правильного отношения к речи детей в домашней обстановке;
- создание комфортной семейной среды для речевого развития ребёнка;
- пропаганда логопедических знаний среди родителей и (или) лиц их заменяющих.
- формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.
- разработка и реализации индивидуального плана речевого развития ребенка.
Совместная работа логопедов с родителями определяет общий успех коррекционного обучения.
Родителям предлагается участие:
- в организованной образовательной деятельности,
- в интегрированных занятиях,
- в спортивных праздниках,
- в викторинах,
- в вечерах досуга,
- в театрализованных представлениях,
- в экскурсиях.
Структура программы состоит из следующих блоков:
- просветительский блок;
- консультативный блок;
- коррекционная работа.
Просветительский блок
Содержание работы: ознакомление с основными закономерностями и индивидуально-психическими особенностями развития ребенка, с фактами и причинами, обусловившими нарушения онтогенеза.
Формы работы:
- родительские собрания;
- общие консультации;
-информационные стенды, листы памятки, шпаргалки для родителей;
- информация на сайте.
Консультативный блок
Содержание работы: вооружение родителей конкретными знаниями и умениями, необходимыми для коррекционной работы с их ребенком, включение их в активную работу.
Формы работы:
- индивидуальные консультации родителей с учителем -логопедом;
- индивидуальные консультации родителей со специалистами: воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре;
- консультирование на совместных психолого-педагогических консилиумах образовательно организации;
- телефонные консультации;
- информационные письма;
- открытые занятие с ребенком, показ профиля звука.
Коррекционная работа:
Содержание работы: формирование речевого и физиологического дыхания, развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, правильного звукопроизношения и чистой связной речи
Формы работы:
- занятия с ребенком, домашние задания на закрепление произношения звука;
- составление рассказов, заучивание стихов;
- подготовка ребенка к публичному выступлению, презентации и т.д.
Принципы взаимодействия с родителями
Сотрудничество: родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет, а не наставления и указания.
Планирование: не беседовать с родителями второпях, на бегу; если кому-то из нас некогда, договориться о встрече на другое время.
Успешность: поддерживать их уверенность в собственных возможностях.
Активное слушание: уметь терпеливо слушать. Давать родителям возможность высказаться.
Основательность: не спешить с выводами, хорошо обдумать услышанное.
Конфиденциальность: то о чем поведали родители, не должно сделаться достоянием других родителей, педагогов.
Конструктивность: каждая встреча должна заканчиваться конкретными рекомендациями для родителей.
Честность: если я в чем-то некомпетентна, я должна извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место.
Этапы работы:
1.Анкетирование родителей: привлечение внимания родителей к речи детей, выяснение позиции родителей.
2. Диагностика: определение уровня речевого развития детей, соответствие его возрастной норме.
3. Консультация «Развитие речи детей»: педагогическое просвещение родителей, формирование их субъектной позиции.
4. Индивидуальная консультация по речевому развитию ребенка: уточнение диагноза, планирование дальнейшей совместной работы, конкретные рекомендации по развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата и т.д.(очно-заочно).
5. Индивидуальные занятия с ребенком: развитие речевого аппарата, компонентов речи, постановка звуков.
6. Родительское собрание по группам: педагогическое просвещение родителей, знакомство со структурой коррекционной работы.
7. Информация на Сайте ДОУ: педагогическое просвещение родителей.
8. Раздаточный материал: педагогическое просвещение родителей.
9. Повторное обследование: уточнение звукопроизношения, выявление изменений.
10. Индивидуальные консультации по динамике речевого развития: динамика речевого развития, педагогическое просвещение родителей, конкретные рекомендации по автоматизации, по развитию психический процессов (памяти, внимания, связной речи и т.д.), направление к узким специалистам и т.д.
11. Работа с индивидуальными тетрадями детей: памятка для родителей, план коррекционной работы, комплексы артикуляционной гимнастики, упражнения на дыхание, тексты для автоматизации, работа над лексическими темами, развитие связной речи.
12. Подготовка детей к утренникам и конкурсам: работа над произношением, просодикой: интонацией, темпом, ритмом и т.п.
13. Стендовая информация: педагогическое просвещение родителей.
14. Родительское собрание: результат речевого развития, стратегия работы на летний период, рекомендации на лето: творческие рассказы, сочинение стихов, сказок, работа по автоматизации и звукопроизношению.
Планируемые результаты:
- Возрастает педагогическая грамотность родителей.
- Родители занимают активную позицию по отношению к речи своего ребенка.
- Речь части детей подходит к возрастной норме.
- У части детей происходит улучшение произношения.
- Сокращается количество детей нуждающихся в услугах логопеда.
Организация и содержание работы учителя-логопеда с родителями
Цель взаимодействия Формы взаимодействия
Информационно-аналитический и диагностический этап
Цель: создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения.
1. Информация на Сайте ДОУ: педагогическое просвещение родителей.
2. Анкетирование родителей: привлечение внимания родителей к речи детей, выяснение позиции родителей.
3. Сбор информации:
о ребенке:состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика, индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения), выявление детей и семей группы «риска».
о семье: состав семьи, материально-бытовые условия,
психологический микроклимат, стиль воспитания, семейные традиции, увлечения членов семьи;
(опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в работе учителя-логопеда)
4. Оформление диагностических карт: определение уровня речевого развития детей, соответствие его возрастной норме.
5. Повторное обследование: уточнение звукопроизношения, выявление изменений.
Организационно-методический этап
Цель: создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением речи и социальной адаптации их в обществе.
Повышение педагогической культуры родителей.
1. Просветительская деятельность:
- наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки, буклеты, листовки),
- родительские собрания
- индивидуальные консультации для родителей;
- семинары-практикумы для родителей.
2. Вовлечение родителей в педагогический процесс:
- дни открытых дверей;
- подготовка к культурно-массовым мероприятиям;
- совместное планирование;
- организация досуговой деятельности;
- совместная деятельность с детьми (занятия, игры, экскурсии, конкурсы, досуги);
- оформление группы.
Контрольно-оценочный этап
Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности. 1. Родительские собрания
2. Индивидуальные консультации
3. Анкетирование
Календарно-тематическое планирование
Месяц Форма работы
Сентябрь 1. Индивидуальное анкетирование, опрос, тестирование родителей
Октябрь 1. Участие в родительском собрании по теме «Сотрудничество педагогов и родителей»
2. Ознакомление родителей с направлениями коррекционной работы
3. Предоставление сведений о результатах логопедического обследования
4. Индивидуальные консультации для родителей
5. Тематические консультации для родителей
6. Размещение информации на сайте ДОУ
Ноябрь 1. Раздача информационных карточек «Возрастные особенности речевого развития детей»
3. Индивидуальные консультации для родителей
4. Тематические консультации для родителей
5. Информационные стенды, папки-передвижки
6. Онлайн-практикумы для родителей «Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
7. Акции: «Настольные игры по развитию речи»
Декабрь 1. Индивидуальные консультации для родителей
2. Тематические консультации для родителей
3. Размещение информации на сайте ДОУ
4. Практикум для родителей компенсирующей группы: «Логопедический массаж в домашних условиях»
5. Участие родителей в конкурсах, выставках.
Январь 1. Участие в родительском собрании «Готовность дошкольников к обучению в школе» (совместно со специалистами ДОУ)
2. Индивидуальные консультации для родителей
3. Тематические консультации для родителей
4. Информационные стенды, папки-передвижки
Февраль 1. Индивидуальные консультации для родителей
2. Тематические консультации для родителей
3. Размещение информации на сайте ДОУ
4. Раздача буклетов: «Подготовка дошкольников с ОНР к обучению грамоте»
Март 1. Индивидуальные консультации для родителей
2. Тематические консультации для родителей
3. Информационные стенды, папки-передвижки
4. Акции: «Книга – лучший друг» с участием сельского библиотекаря
5. Онлайн-консультация «Лучшая игра (игрушка) по развитию речевого дыхания»
6. Лекция «Роль детской книги в речевом развитии детей»
Апрель 1.
