Статьи

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МО РФ

12-10-2025

ярцев дмитрий сергеевич

ТЕМА: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ КАДРОВЫЙ РЕЗЕРВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МО РФ

Н.Е. Путинцев
Воронежская государственная академия спорта

Д.С. Ярцев
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная Академия имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

А.Ю. Азовцев
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная Академия имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

С.А. Рахов
Воронежская государственная академия спорта

А.А. Рахов
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил
«Военно-воздушная Академия имени профессора
Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Ключевые слова: военная служба, физическая культура, подготовка военнослужащих.
Аннотация: в статье рассмотрены история формирования организаций для подготовки юношей к службе в армии и уровень подготовки кадров Министерства Обороны в настоящее время.
Первые школы интернатского типа для подготовки юношей к армии появились в России в начале XVIII столетия. В 1715 г. указом Петра I в Петербурге была открыта Морская академия, реорганизованная затем в Морской шляхтецкий кадетский корпус.
В 1732 г. был учрежден кадетский корпус в Петербурге, который представлял собой достаточно престижное в дворянской среде учебное заведение. В нем проходили обучение юноши в возрасте 13–17 лет.
В 1757 г. создана Дворянская инженерно-артиллерийская школа, которая в 1762 г. переименована в Артиллерийский и инженерный кадетский корпус, а с 1800 г. превращена во II Петербургский кадетский корпус. В 1778 г. был открыт 1-й Московский кадетский корпус.
В 1817 г. лично А.А. Аракчеевым был организован в Петербурге специальный военно-учительский институт, к обучению в котором привлекались кантонисты (солдатские дети). В этот период 1-й кадетский корпус возглавлял знаменитый военный педагог генерал И.И. Бецкой, а с 1794 г. по 1798 г. легендарный М.И. Кутузов, под руководством которого были введены летние лагеря, обязательные для старших обучающихся. На учебных занятиях по физическому воспитанию кадеты обучались фехтованию, вольтижированию, верховой езде и строевым упражнениям. В летних лагерях, к этому в качестве отдыха добавлялось обязательное купание, прогулки, что во многом способствовало закаливанию и укреплению здоровья занимающихся. Во внеклассное время основной акцент делался на «фронтовые занятия», что фактически представляло собой муштру ружейных приемов.
Особое внимание уделялось обучению кадет искусству фехтования и гимнастики. С этой целью привлекались опытные французские мастера 6 фехтования, а в гимнастике – «мониторы», помощники руководителя занятий (зачастую иностранцы). Они придерживались принципов шведской системы гимнастики, не всегда осознавая последствия влияния физических упражнений на организм занимающихся.
Важной особенностью этого времени было появление требований к уровню физического развития выпускников учебных заведений. Перед штабом управления вузов ставилась цель – выпускать в армию физически здоровых юношей, не имеющих заболеваний, с хорошей военной и физической подготовкой. Данное обстоятельство потребовало перестройки системы преподавания, основу которой составил принцип единообразия с акцентом на военно-физическое и религиозно-нравственное воспитание.
В 1862 г. принято решение: общие классы кадетских корпусов трансформировать в военные гимназии, а специальные классы – в военные училища. Эта реорганизация была завершена к 1866 г. В 1872 г. П.Ф. Лесгафт выразил желание лично заниматься разработкой педагогической гимнастики, поставив целью за два года составить соответствующее Руководство, содержание которого имело бы: исторический очерк; анатомию и механику органов движения; критический разбор как существующих способов гимнастики, так и применяемых при этом снарядов и вспомогательных средств, изложение способа гимнастики самого автора, основанное на его теоретических взглядах и опыте.
В 1858 г. была организована Гимнастическая команда Балтийского флота, преобразованная затем в Военно-морское гимнастическое заведение, в котором стали обучаться специалисты по физической подготовке на флоте. Срок обучения для офицеров – 1 год, для матросов – 2 года.
В 1865 г. на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров было открыто Николаевское кавалерийское училище. Туда принимали детей дворян, окончивших военные гимназии и кадетские корпуса. Вплоть до Октябрьской революции 1917 г. существующая система подготовки не претерпела никаких 7 изменений. В советский период военного образования в 1943 г. было принято решение об учреждении СВУ, построенных по подобию существовавших в царской России кадетских корпусов. В данных училищах должны были обучаться дети военнослужащих Красной Армии, а также партийных работников. В училища для прохождения обучения принимались дети, которым исполнилось 10 лет. Первый выпуск суворовцев состоялся в 1948 г.
В начале 60-х годов был существенно изменен порядок комплектования училищ, а целый ряд СВУ упразднен. Начиная с середины 60-х годов, в училища стали принимать подростков, закончивших 8 классов и достигших 15 16-летнего возраста. При этом срок обучения был рассчитан на 3 года. В 1969 г. все училища были переведены на двухгодичное обучение. С 1993 г. СВУ вновь перешли на трехлетний срок обучения.
В настоящее время подготовка квалифицированных военных специалистов в нашей стране находится под пристальным вниманием руководства Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации проводит корректировку военной реформы, касающуюся системы создания общеобразовательных организаций МО РФ.
Военно-учебные заведения и учебно-научные центры МО РФ переподчинены командующим соответствующих войск. Непопулярная в ВС РФ «болонская система» обучения, предполагающая три уровня подготовки: бакалавриат, специалитет и магистратуру, была скорректирована в МО РФ в конце 2012 г.
Это обусловливает необходимость поиска направлений, способствующих повышению качества подготовки специалистов для ВС РФ на всех этапах их профессионального обучения и становления. Одной из основных задач является создание механизма подготовки специалиста, отвечающего задачам ВС РФ. В этом плане военно-профессиональное образование необходимо вывести на принципиально новый уровень, который обеспечивал бы существенное повышение общей культуры и профессионализма кадров.
ВС РФ в настоящее время комплектуются на смешанной основе: за счет военнослужащих-контрактников и за счет призывников.
На современном этапе развития общества наблюдается пересмотр жизненных ценностей, так, например, в корне изменилось отношение молодых людей к службе и военной подготовке. Растет число призывников, которые уклоняются от призыва на срочную службу в ВС РФ. 26 июля 2017 г. Президент РФ В.В. Путин подписал закон, который запрещает принимать на работу в госорганы граждан РФ, не отслуживших в армии.
Стоит отметить, что, начиная с 2013 г., зафиксировано снижение, а не увеличение количества призывников, имеющих спортивные разряды и звания. Так, количество призывников 2020-22гг., не имеющих спортивных разрядов или спортивных званий, составило 91,2%. Соответственно, спортивный разряд имеют только 8,8% призванных на военную службу в ВС РФ в этот период. Это, безусловно, – низкий показатель для нашего государства.
К факторам, оказывающим негативное влияние на подготовку кадров для ВС РФ, следует отнести: снижение уровня физической подготовленности призывников, ухудшение состояния здоровья молодежи.
Значительное место в качественной подготовке будущих офицеров к обучению в образовательных организациях высшего образования МО РФ и будущему прохождению службы в войсках принадлежит начальному обучению в общеобразовательных организациях.
По многолетним исследованиям ученых видно, что каждое новое поколение по многим показателям физической активности выглядит слабее, чем предыдущее, 50% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих. Есть необходимость в том, чтобы здоровый образ жизни стал нормой для большинства студентов нашей страны. Именно на этом фоне ГТО является толчком к тому, чтобы вернуть каждому россиянину культуру здоровья, а детей заинтересовать не компьютерными играми, а бегом, прыжками, плаванием, бегом на лыжах, 9 метанием гранат. Для оздоровления и обеспечения физически подготовленной к труду и обороне России нации был возрожден комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). В основе идеи возрождения комплекса ГТО лежит тезис о продвижении ценностей ЗОЖ и привлечении молодежи к укреплению здоровья и занятиям спортом.
Некоторыми специалистами выдвигается мнение о недопустимости применения каких-либо физических нагрузок в подростковом и юношеском возрасте, которые могли бы оказать влияние на задержку роста. Поэтому все более явным становится то, что только возрастной критерий не дает возможность объективно учитывать многие закономерности физического развития обучающихся общеобразовательных организаций МО РФ.
С точки зрения физической подготовки, педагогики, физиологии и социологии, основные подходы к решению вопросов совершенствования системы физической подготовки подрастающего поколения нашли обоснование в трудах ряда исследователей таких, как В.С. Фарфель (1959), З.И. Кузнецова (1976), А.А. Гужаловский (1979), В.А. Щеголев (1980), В.И. Лях (1990), М.П. Бандаков (1999), В.Л. Марищук (2004), В.В. Миронов (2006), С.П. Левушкин (2006), А.А. Обвинцев (2012).
В значительной выборке научных работ говорится о том, что в практической деятельности при проведении занятий по физическому воспитанию не учитываются особенности физического развития подростков. Такой подход, по нашему мнению, не является правильным и рациональным.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что на современном этапе развития ВС РФ созданы предпосылки для качественной подготовки обучающихся общеобразовательных организаций МО РФ как потенциального резерва для обучения в образовательных организациях высшего образования МО РФ.
Училища являются средними специализированными учебными заведениями с военно-профессиональной направленност

 

Поиск