12-10-2025
Маркова Анна Ивановна
Воспитатель, ДГ "Сказка", ГБОУ Школа № 875
Тема: «Удивительный воздух»
Цель: формирование у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.
Задачи: - формирование познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование: воздушные шарики по количеству детей, резиновые мячики, емкость с водой, висы с надутыми шариками.
«Удивительный воздух»
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности
Этапы
Организационный момент
Воспитатель: собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся!
(Дети действуют в соответствии с текстом).
Основная часть
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (шкатулка)
Вы хотите узнать, что у нее внутри? (открываю шкатулку, она пустая)
Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем
– Он ведь нам необходим… (Воздух) (ответы детей)
Воспитатель: Правильно воздух! (из-за дверей раздается голос)
Воздушный шарик: Ой, помогите, спасите, лечу!
Воспитатель: Здравствуй, воздушный шарик! Как ты к нам попал?
Возд. шарик: Здравствуйте ребята!
Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принёс к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно!
А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
Воспитатель: Конечно, оставайся.
Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Воз. шарик: О воздухе? А что такое воздух?
Что-то я о нем ничего не слышал, и никогда с ним не встречался.
Может, его вовсе нет?
Воспитатель: Погоди, Воздушный шарик, я знаю, что воздух вокруг нас.
Воз. шарик: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
Воспитатель: Никуда он не спрятался.
Ребята, давайте докажем Воздушному шарику что воздух действительно есть. Оставайся с нами, воздушный шарик и ты сам всё поймешь!
Воз. шарик: Хорошо, ребята! Я останусь!
Воспитатель: Конечно, оставайся и мы с ребятами поможем тебе узнать о воздухе.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию.
Скажите ребята, а что такое лаборатория, а кто работает в лаборатории? (ответы детей, ученые, лаборанты).
А вы хотите стать учеными?
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
А вы будете научными работниками лаборатории.
Но чтобы попасть в нашу лабораторию нам нужно сказать волшебные слова
- Закрываем глазки, Крибле - крабле- бумс!
-Открываем глазки, теперь мы в лаборатории.
Воспитатель: Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил
Правила:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Воспитатель: Эксперимент № 1 «Воздух внутри тебя»
Воспитатель: Уважаемые ученые давайте пройдем к столам (дети подходят к столам, на столах лежат сдутые шарики, присаживаются)
Воспитатель: а теперь возьмем шарик в руки, наберём в ротики воздуха, сделаем вдох и выдыхаем в шарик воздух, который мы набрали, а теперь прижмём указательным и большим пальчиками пимпочку, а теперь возьмем шарик в руки.
– Что произошло с шариками? (Надулись).
Что мы вдыхали в шарик?
Что в них находится? (воздух)
Вывод: воздух есть у нас внутри. Но чтобы надуть, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем.
Эксперимент№ 2 «Плавающие предметы»
Воспитатель: (на столе стоит емкость с водой)
Переходим к следующему опыту.
Посмотрим, утонут ли наши предметы.
По очереди опускаем в воду мяч, надувные шарики, и наблюдаем.
-Что произошло с предметами?
Как вы думаете, почему они не утонули?
Вывод: Воздух легче воды!
И если внутри надувного предмета воздух, то он, плавает на поверхности воды и не тонет!
Воспитатель: Итак. Ребята, предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то, что с ним случится? (этот предмет может утонуть.)
Эксперимент№3 «Воздух имеет вес, который зависит от его объема»
Воспитатель: Ребята мы с вами узнали, что воздух есть внутри нас, что предметы, в которых находится воздух, не тонут.
А как вы думаете, воздух имеет вес?
Перед вами весы мы сейчас уравновесим наши шарики.
Весы уравновесились. Почему? Шарики весят одинаково! Что находится в шарике?
Воздух! Лопнем один шарик. Оказалось, что теперь он перевесил лопнувший шарик.
Почему? Потому что более тяжелый шарик наполнен воздухом. Значит, воздух тоже имеет вес.
Вывод: Воздух имеет вес. Вес воздуха зависит от его объема: чем больше объем воздуха, тем больше его вес.
Воспитатель: Что – то нашему другу стало грустно
- Давайте мы его развеселим?
(играет веселая музыка, дети встают в круг и по кругу передают шарик, как музыка останавливается, у кого шарик тот с ним и танцует)
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе.
- Воздушный шарик, а ты узнал, что такое воздух?
Возд. шарик: Да! – Ребята, спасибо вам за интересные опыты, теперь я знаю, что такое воздух, и что воздух находится не только во мне, а еще он находится вокруг нас.
- И мне пора с вами расставаться, пора лететь домой, но пред моим отлетом я хотел бы вам преподнести подарок, вот эти воздушные шарики, которые будут напоминать обо мне.
До встречи ребята! (шарик улетает)
Воспитатель, дети: До свидания!
Рефлексия: Воспитатель: Уважаемые ученые, давайте подведём итоги нашей работы. Все опыты в нашей лаборатории сегодня закончились.
- Какой опыт вам понравился больше всего? (Высказывания детей)
- Что вы узнали о воздухе? На этом наша чудесная лаборатория закрывается. И нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Давайте встанем в круг, закроем глаза: Крибле – крабле - бумс!
Открываем глаза, и мы опять в нашем садике.