Статьи

Разработка урока по русскому языку для 9 класса "Комплексный анализ текста"

14-11-2024

Ольга Владимировна Бабичева

учитель русского языка и литературы

Тема: Комплексный анализ текста.
Цель урока: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; совершенствование навыков правописания; развитие умения аргументировать, доказывать, сравнивать и обобщать; способствовать гражданско-патриотическому развитию личности обучающихся.
Оборудование: раздаточный материал.
Тип урока: формирование умений и навыков.
Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это осознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.
А.Н. Толстой
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.
 Для чего нам необходимо уметь анализировать текст?
Чтобы успешно справиться с экзаменом по русскому языку необходимо научиться вдумчиво читать текст, понимать авторский замысел.
 Давайте мы с вами определим цели урока.
 Назовите ключевые понятия нашего урока.
Сегодня мы будем работать с текстом А.Н. Кузнецова - писателя, участника Великой Отечественной войны. А эпиграфом к уроку будут слова А.Н. Толстого: «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это осознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней».
III. Работа по теме урока.
1. Знакомство с текстом
(1) Однажды в одной из столичных газет, известной своим обличительным пафосом, мне попалась статья, в которой автор утверждал, что патриотизм свойственен лишь натурам серым, примитивным, недостаточно развитым, в которых индивидуальное чувство ещё не вызрело в полной мере.
(2)3атем автор, доказывая тезис о том, что героическая самоотверженность порождена не благородством, как это принято думать, а неразвитостью личностного начала, приводит выдержки из прощального письма Ульяны Громовой. (3) Эта девушка во время Великой Отечественной войны стала одним из руководителей подпольной организации «Молодая гвардия», куда входили люди, многим из которых не было и двадцати лет. (4) Ребята расклеивали листовки с сообщениями о положении на фронте, вывешивали красные флаги, показывали всем, что оккупанты завоевали город, но не покорили людей. (5) Фашисты схватили подпольщиков, изуверски пытали их, а потом казнили. (6) Ульяна Громова перед самой смертью успела написать письмо родным. (7) Автор статьи находит в этом коротком послании пунктуационные и орфографические ошибки: вот тут обращение не выделено запятыми, тут неправильная буква в падежном окончании имени существительного... (8) Отсюда вывод: девушка — типичная троечница, серая посредственность, она пока ещё не осознала бесценности человеческой жизни, а потому легко, без сожалений пошла на смерть...
(9) Когда люди садятся за стол, перед едой они моют руки. (10) Когда прикасаешься к высокому и священному, надо прежде всего отмыть душу от житейского, суетного, пыльного, мелкого... (11) Жестокие и беспощадные враги напали на нашу родину, и комсомольцы, почти дети, стали с ними сражаться. (12) Это называется подвигом! (13) Когда их пытали, мучили, резали, жгли, они ничего не сказали врагу. (19)И это тоже называется подвигом! (14) Подвиг, который рождён высоким сознанием своей ответственности перед страной, потому что врага можно победить только так: жертвуя своей жизнью.
(15) Согласен, что каждый человек имеет право на свою точку зрения, знаю, что злейшим врагом всякого прогресса являются не критики, а твердокаменные «сторонники». (16) Но весь вопрос в том, кто несёт знание. (17) Если о сущности патриотизма размышляют люди, не испытывающие любви к родине, не знающие, что такое героизм, то это будет то же самое, как если бы о природе солнечного света философствовали морские скаты, коченеющие в кромешной тьме вечной подводной ночи.
(По А.Н. Кузнецову)
3. Работа с текстом. Комплексный анализ.
 Что такое текст?
 Каковы основные признаки текста?
 Докажите, что данный отрывок является текстом.
 Определите тему данного текста.
 Какие проблемы поднимает автор данного текста?
 Как вы можете объяснить значение слов «подвиг», «патриотизм»?
 Обратимся к словарю Ожегова.
Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.
Подвиг – героический, самоотверженный поступок.
А вот какое определение дает лингвист, лексикограф Сергей Александрович Кузнецов.
Подвиг - героический, самоотверженный поступок, совершённый в опасных условиях, связанных с риском.
Огромного уважения достойны люди, способные на самопожертвование, отвагу, мужество.
 Какие примеры героических поступков вы можете привести из жизни? Из литературы?
В повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» рассказывается о героизме девушек-зенитчиц, которые погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.
Подобные поступки вправе называться подвигом, ведь порой они стоят жизни.
 Озаглавьте текст.
 В каких словах заключена главная мысль этого рассуждения?
 Определите тип речи и стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
 Какова сфера употребления публицистического стиля?
 Какие черты публицистического стиля вы можете назвать?
 Назовите языковые средства, характерные для публицистического стиля.
4. Выполнение заданий по тексту.
1) Какие утверждения соответствуют содержанию текста?
А. Ульяна Громова действительно была серой троечницей.
Б. Не может о сути патриотизма судить человек, сам не обладающий таким качеством, как любовь к Родине.
В. Автор не согласен с мыслью о том, что патриотизм свойствен примитивным, недостаточно развитым людям.
Г. Чтобы стать героем, недостаточно грамотно писать.
Д. У некоторых людей утрачена способность к восприятию высоких чувств.
2) Из предложений 11–12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
3) Из предложений 9-10 выпишите слово с чередующейся гласной в корне, объясните его правописание.
4) Среди предложений 1−7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
5) Среди предложений 9-14 найдите сложноподчинённые предложения. Запишите их в тетрадь, подчеркните грамматические основы, составьте схемы.
IV. Итог урока. Оценивание
 Давайте вернёмся к эпиграфу. Согласны ли вы с высказыванием А.Н. Толстого. Аргументируйте свой ответ.
 Удалось ли нам добиться поставленных целей урока?
 Какие задания у вас вызвали трудности?
 Довольны ли вы своей работой на уроке?
V. Домашнее задание
Выскажите своё мнение о проблеме, поднятой автором данного текста.




 

Поиск