12-02-2023
Васильева Оксана Николаевна
учитель русского языка МКОУ Клетско-Почтовская СШ Серафимовичского района Волгоградской области
Функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего. Разберем, какие вызовы готовит нам мир изменчивости и неопределенности, как учитель может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире, а также какие типы заданий целесообразно использовать на уроках русского языка с целью формирования функциональной грамотности.
Зачем нужна функциональная грамотность? Чтобы жить в этой сложной и быстрой реальности, сегодняшним школьникам потребуются новые навыки, знания и умения. Мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития. Но для укрепления их позиции в будущем мире нестабильности мы однозначно можем и должны обучить их функциональной грамотности. Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций.
Функциональная грамотность включает в себя:
• математическую;
• финансовую;
• естественнонаучную;
• глобальные компетенции;
• читательскую;
• критическое мышление.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
• поиск информации;
• понимание прочитанного – здесь мы говорим о смысловом чтении;
• работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) – здесь мы говорим о критическом мышлении;
• применение информации для решения своих задач.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека. На уроках русского языка и литературы перед учителем стоит задача не просто научить ребенка читать и писать, но и развить способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста (понимания, сжатия, преобразования и т. д.), а также в целях передачи такой информации в реальном общении.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
На уроках русского языка и литературы формируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
• осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
• уметь извлекать информацию из разных источников;
• учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
• уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
• уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
• реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
Уроки русского языка и литературы школьного курса обучения содействуют формированию функциональной грамотности у учащихся путем:
• формирования знаний о правилах, нормах и техниках чтения, письма, общения, создания письменного или устного текста/высказывания;
• развития умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее при помощи правил или обращения к учебнику, справочнику или словарю;
• создания ситуаций свободного использования освоенных навыков чтения и письма для понимания и преобразования текста для целей передачи информации в новых ситуациях;
• развития универсальных способов деятельности – аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное, главное и второстепенное;
• создания ситуаций формирования опыта решения функциональных проблем;
• умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Одной из ключевых областей функциональной грамотности является грамотность в чтении. Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта. Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т. д.
Обратимся к практической составляющей данного вопроса. В ходе
урока в 6 мною осуществлялась реализация одной из поставленных задач: развитие функциональной грамотности у учащихся, и в частности, читательских компетенций и функционального чтения. С этой целью учащимся были предложены следующие задания.
1. Перед вами три текста. Определите стилевую принадлежность каждого текста и их тематику.
Текст 1
В одном из городов страны Морфологии жили сёстры – приставки При и Пре. Приставка При- была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Её сестра, приставка Пре-, была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов. И тогда на первом же совещании приставок стали разбирать поведение приставки Пре-. Приставка Раз- сказала: «Твоя мать, Пере-, не была такая злая, как ты». Все остальные приставки дружно поддержали её. Приставка При-, её сестра, продолжала: «Почему ты слово «передать» переделала, и получилось слово «предать»? Как тебе не стыдно? А ещё сестра называется». Задумалась Пре-, понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и – о чудо! Вдруг стала образовывать слова превосходной степени: «прекрасный», «прелестный». Перевоспиталась приставка Пре-, осознала свою вину и теперь образует много слов с разными значениями, а злых слов всё меньше и меньше.
Текст 2
Правописание приставок пре- и при- зависит от значения, которое эта морфема придает слову. Приставка пре- употребляется в том случае, если значение морфемы близко к значению приставки пере- (прервать). Кроме того, значение приставки пре- может быть синонимично слову «очень» (прекрасный, преогромный).
Приставка при- пишется, если имеет значения:
• приближение (приехать, прибыть);
• присоединение (приклеить, прикрепить);
• территориальная близость (пришкольный, приморский);
• неполное действие (присесть, приукрасить).
Текст 3
На перемене Сашка спросил у Димы:
– Ты в домашке по русскому как написал слово «преклонить» (колени)?
– С приставкой ПРЕ, – ответил «ботаник» Дима.
– А почему не с ПРИ? Ведь русичка объясняла, что…
– Учи словарные слова и их значения! – прервал разговор Дима.
2. Определите тип речи данного текста, его тему и основную мысль. Озаглавьте текст.
Писатель К.И. Чуковский рассуждал так: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла». С данной позицией нельзя не согласиться.
Приставка, или префикс, – это значимая часть слова, которая участвует в словообразовании. При разборе слова по составу можно не только определить значение корня, но и определить то, что выражается при помощи приставки. При помощи многочисленных приставок образуются все новые и новые слова. От одного слова возможно образовать десятки новых слов, так как в русском языке насчитывается довольно большое количество приставок. Значит, приставка, будучи частью слова, тесно связана с такими разделами языкознания, как морфемика и словообразование. При добавлении к исходному слову приставки у слова появляется дополнительный оттенок значения. Стоит отметить также, что одна и та же приставка может выражать не один оттенок значения, а несколько. В устной и письменной речи автор высказывания выбирает такую приставку, с помощью которой наиболее точно передается идея высказывания или его компонента. Приставки нужны в каждом языке, особенно в русском, так как этот язык очень богат и разнообразен.
3. При выполнении тестовой части заданий учащиеся должны были определить тему данного текста.
Весна. На юге страны она чувствуется по-особенному. Уже собираются полчища птиц для перелета к местам родных гнездовий. Блистая белизной своих крыльев, улетают лебеди.
На основе всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что важнейшей задачей современной системы образования является обеспечение школьникам умения учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Эти качества достигаются путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся, поскольку обучение носит деятельностный характер, а учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
