Статьи

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ОТ ИЗОЛЯЦИИ К СОЦИАЛИЗАЦИИ

10-12-2024

Батурина Алёна Ивановна

 

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад #8 "Светлячок" города Алушты

РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ ОТ ИЗОЛЯЦИИ К СОЦИАЛИЗАЦИИ
Батурина Алёна Ивановна, студент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь
Якубова Фериде Рустемовна, научный руководитель,
к.пед.н., преподаватель кафедры СДО, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь
Актуальность темы исследования. Совместное обучение школьников с особыми образовательными потребностями и учащихся без ограничений здоровья становится приоритетным направлением современной педагогики. Инклюзивная образовательная модель, признанная международным педагогическим сообществом, раскрывает потенциал каждого ребенка вне зависимости от индивидуальных особенностей развития. Практика показывает значительное влияние инклюзивного подхода на формирование морально-этических качеств учащихся, включая эмпатию, взаимоуважение и готовность к взаимопомощи. А образовательная среда, построенная по принципам инклюзии, способствует гармоничному развитию личности каждого участника учебного процесса.
Инклюзивное образование представляет уникальную модель организации учебного процесса, позволяющую детям с различными особенностями развития получать знания в стандартных общеобразовательных учреждениях. Образовательные организации создают благоприятную среду для совместного обучения учащихся с физическими, психологическими, интеллектуальными, культурными и языковыми различиями. Администрация школ разрабатывает специальные программы поддержки и адаптации учебного материала, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка в процессе получения образования совместно со сверстниками.
Изложение основного материала. Российская система специального образования прошла значительную эволюцию, трансформировавшись от полной изоляции учащихся с особыми потребностями к всеобъемлющей инклюзивной модели. Многовековая история развития образовательных методик неразрывно связана с культурными преобразованиями общества. Педагогическое сообщество разработало многогранную систему образовательных подходов, учитывающих индивидуальные особенности каждого учащегося. Поэтому современная модель инклюзивного образования максимально соответствует потребностям всех участников образовательного процесса [4, c. 254].
Корни инклюзивного образования прослеживаются до семнадцатого столетия, когда математическая наука впервые представила миру понятие «интеграл». Постепенное проникновение термина «интеграция» в области философских знаний, психологических исследований, социологических концепций и педагогических практик произошло лишь к двадцатому веку.
Фундаментальные принципы образовательной инклюзии базируются на равноправном доступе к обучению всех детей, включая учащихся с особенностями здоровья, что закреплено международными правовыми нормами, в частности Конвенцией о правах ребенка 1989 года, гарантирующей полноценное включение каждого ученика в образовательную среду независимо от его физических или психологических особенностей.
Международные законодательные инициативы 90-х годов двадцатого столетия способствовали внедрению инклюзивного подхода в российскую педагогическую систему. Масштабные правовые документы западных государств заложили фундамент развития отечественного инклюзивного образования. Организация Объединенных Наций через Декларацию прав человека 1948 года закрепила всеобщее право граждан получать начальное образование без финансовых затрат, учитывая личные достижения каждого учащегося. Принятая позднее Декларация прав ребенка 1959 года расширила образовательные возможности подрастающего поколения, гарантируя равные условия развития индивидуальных способностей, культурного потенциала, морально-этических качеств для успешной социальной интеграции молодых граждан [3, c. 123].
Развитие правового поля защиты прав граждан ознаменовалось несколькими значимыми событиями. Советский Союз ратифицировал международную Конвенцию о правах ребенка в 1990 году. Спустя два года российское законодательство пополнилось основополагающим документом - Законом «Об образовании в Российской Федерации». Расширяя спектр защиты прав граждан, Российская Федерация присоединилась к международной Конвенции о правах инвалидов в 2008 году.
Глубокие социальные преобразования и трансформация общественного сознания создали фундамент для принятия правовых норм, защищающих права людей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Гуманистическая направленность общества способствовала формированию системы инклюзивного образования, получившей развитие как в российском, так и международном масштабе.
В этот период российская система образования претерпевает значительные изменения, связанные с растущей потребностью внедрения инклюзивных методов обучения. Статистика демонстрирует устойчивый рост числа новорожденных с различными особенностями развития, включая сенсорные, двигательные, речевые и психические нарушения. А традиционная модель коррекционных учреждений постепенно уступает место новым образовательным форматам.
Сегодня российская образовательная система сегодня активно внедряет принципы равных возможностей обучения, создавая благоприятные условия для каждого учащегося. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет право всех детей на получение качественного образования, учитывая их индивидуальные особенности и потребности. При этом психолого-медико-педагогическая комиссия выявляет специфические требования учащихся к образовательному процессу, определяя необходимость создания дополнительных условий для успешного усвоения программы. А педагоги и учащиеся совместно формируют образовательную среду, позволяющую раскрыть потенциал каждого ребенка независимо от физических или психологических особенностей развития.
Государственная социальная политика России ставит приоритетной задачей развитие инклюзивного образования, направленного на формирование соответствующей образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ключевым направлением выступает организация учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, требующего особого педагогического подхода [1, c. 80].
Современная образовательная система России активно внедряет инклюзивные методики обучения, позволяющие детям с особенностями психофизического развития получать знания наравне с остальными учащимися. Законодательные акты Российской Федерации гарантируют равные образовательные возможности для каждого ребенка независимо от физических, интеллектуальных, этнических или социальных характеристик. Практика совместного обучения детей по месту жительства формирует благоприятную среду для развития личностных качеств всех участников образовательного процесса.
Инклюзивное образование в российских регионах становится ключевым вектором развития образовательной системы, отвечая запросам социума на формирование гуманной среды взаимодействия между людьми. Адаптивность педагогических методик к индивидуальным особенностям учащихся позволяет создать максимально комфортные условия для каждого ребенка. Вариативность образовательных подходов открывает равные возможности всем категориям детей, включая учащихся с особыми потребностями. Персонализированные учебные планы и гибкий график пребывания в образовательном учреждении способствуют гармоничному развитию каждого ученика. Многообразие педагогических инструментов позволяет выстроить индивидуальную траекторию обучения, учитывающую специфику восприятия информации конкретным ребенком [2, c. 17].
Гуманистическая направленность выступает фундаментальным принципом образовательной системы, где личностное становление учащихся занимает приоритетное место среди педагогических целей и задач. Методический инструментарий, дидактические приемы и образовательные технологии служат созданию максимально эффективной среды для индивидуального роста и успешной социальной адаптации каждого обучающегося.
Инклюзивные школы создают благоприятную среду для активного участия каждого ученика в социальной жизни, развивая взаимопонимание между всеми членами школьного коллектива. Приоритетной задачей российской системы инклюзивного образования становится формирование доступной образовательной инфраструктуры для учащихся с особыми потребностями здоровья, включая оборудование подъемников, расширенных дверных проемов, специальных лифтов.
Выводы. История становления новой системы образования в Российской Федерации достаточно коротка. Внедрению инклюзивного подхода в российскую педагогическую систему способствовали международные законодательные инициативы 90-х годов двадцатого столетия. Законодательные инициативы, соответствующие международным стандартам и глобальным тенденциям, способствуют дальнейшему внедрению инклюзивных практик. В связи с этим всесторонняя интеграция обучающихся в образовательную среду со временем стала ключевым направлением развития российской системы образования. Благодаря развитию инклюзии в России приоритетной задачей выступает формирование образовательного пространства, обеспечивающего равные возможности для обучения, развития и социализации всех детей при сохранении высоких академических стандартов.
Литература
1. Беспалова, Е. И. Инклюзивное образование: развитие и социализация / Е. И. Беспалова // Современный учитель - взгляд в будущее. – Екатеринбург, 2022. – С. 79-81.
2. Жаворонкова, Л. В. Многоуровневое управление развитием региональной системы инклюзивного образования / Л. В. Жаворонкова // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – № 2(125). – С. 8-16.
3. Муллер, О. Ю. Тенденции развития инклюзивного образования в общеобразовательных школах / О. Ю. Муллер // Заметки ученого. – 2022. – № 10. – С. 123-128.
4. Швецов, М. Ю. Инклюзивное образование на современном этапе развития общества / М. Ю. Швецов, Н. В. Баркина, Л. П. Яцевич // Педагогический журнал. – 2021. – Т. 11, № 5-1. – С. 254-259.

Поиск