11-12-2024
Батурина Алёна Ивановна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад #8 "Светлячок" города Алушты
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Батурина Алёна Ивановна
студент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, г. Симферополь
Актуальность темы исследования. Развитие речевых навыков занимает центральное место в программе коррекционной работы логопеда при взаимодействии с детьми, страдающими умственными нарушениями. Первостепенное значение приобретает формирование вербальных способностей у учащихся с задержкой интеллектуального развития, выступая фундаментальным инструментом познавательной деятельности и социальной коммуникации. Специалисты рассматривают речевую активность как ключевой механизм становления мыслительных процессов и межличностного взаимодействия у данной категории детей.
Научные труды, направленные на исследование речевого онтогенеза особых детей, выявляют существенные нарушения лексического строя, размытость семантических границ слов, приводящие к искажению нормативного словоупотребления при построении высказываний. Лингвистические ограничения препятствуют полноценному познавательному развитию ребенка, формированию самосознания и межличностной коммуникации, согласно фундаментальным работам таких ученых, как: Т.А. Власова, Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков, Т.Н. Иванова, Р.И. Лалаева, В.И. Липакова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, В.Г. Петрова [2], С.Я. Рубинштейн [5], Е.Ф. Соботович и др.
Изложение основного материала. Специфика формирования речевых навыков у детей с особенностями интеллектуального развития предполагает кропотливую работу над закреплением правильных речевых паттернов, учитывая сложность перестройки сформированных условно-рефлекторных связей.
Педагогический процесс работы с детьми, имеющими особенности интеллектуального развития, требует регулярного чередования различных активностей. Быстрая смена форм деятельности позволяет компенсировать повышенную утомляемость учащихся и предотвратить наступление защитного торможения нервной системы.
Логопедическая коррекция речевых нарушений у детей с умственной отсталостью требует методичного подхода к распределению учебного материала. Индивидуальные особенности познавательных процессов воспитанников определяют постепенное наращивание сложности упражнений. Методика работы предполагает размеренный темп занятий, позволяющий закрепить формируемые речевые навыки. Мотивация ребенка к преодолению речевых трудностей достигается через эмоциональное взаимодействие. Устойчивый характер речевых патологий определяет продолжительность коррекционного процесса, требующего систематической работы специалиста [2].
Комплексная коррекция речевых нарушений требует тесного взаимодействия логопедов с медицинскими специалистами. Подобное сотрудничество создает благоприятные условия для эффективного устранения патологий речи посредством медико-педагогического подхода. Грамотное сочетание терапевтических и образовательных методик позволяет достичь максимальных результатов в преодолении речевых дисфункций [7].
Занятия по развитию речи дошкольников включают разнообразные учебные материалы. Педагоги активно применяют тематические игрушки, дидактические наборы, красочные изображения бытовых предметов. Большую роль играют иллюстрированные народные сказки - "Колобок", "Репка", "Теремок". Литературные произведения Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака становятся важной частью обучающего процесса. Дополнительными инструментами выступают перчаточные куклы сказочных героев, тематические картины, серии последовательных иллюстраций.
Логопедический кабинет требует оснащения специальным оборудованием для проведения результативных занятий. Настенное зеркало крупных размеров позволяет ребенку контролировать артикуляционные движения, индивидуальные зеркала помогают отрабатывать мимические упражнения. Логопедические зонды, массажные щетки выдаются каждому воспитаннику персонально для соблюдения гигиенических норм. Дидактический материал включает комплекты предметных и сюжетных изображений, развивающие настольные игры. Разнообразие домино, лото способствует закреплению речевых навыков у детей дошкольного возраста.
Активизация пассивного словаря требует применения специальных методических инструментов. Педагоги проводят систематические беседы во время наблюдений за окружающим миром и изучения иллюстративных материалов. Грамотно сформулированные вопросы специалиста становятся ключевым элементом развития речевых навыков детей. Дидактические упражнения, включающие работу с предметами, изображениями и словесные практики, применяются для всех возрастных категорий воспитанников. Логопеды внедряют методические приемы через разнообразные виды детской активности, создавая игровую атмосферу и позитивный эмоциональный настрой занятий. Выполнение несложных поручений стимулирует речевую деятельность, а прямые либо косвенные подсказки помогают детям успешно справляться с заданиями. Совместная работа педагога и ребенка позволяет достичь максимальной эффективности в развитии активного словарного запаса.
Методика коррекции звукопроизношения детей с особенностями интеллектуального развития базируется на традиционных принципах логопедической работы. Длительность процесса автоматизации корректируемых звуков существенно превышает аналогичные временные рамки у детей с типичным развитием. Логопедическая практика требует пристального внимания к этапу закрепления сформированных звуков, выступающему ключевым компонентом коррекционной программы.
Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальными особенностями требует комплексного подхода, включающего развитие познавательных способностей, совершенствование фонематического восприятия и грамматических конструкций. Параллельно проводится работа над формированием двигательных навыков и артикуляционного аппарата, что способствует полноценному речевому развитию воспитанников специализированных учреждений.
Выводы. Многочисленные исследования специалистов демонстрируют системность речевых нарушений среди детей, имеющих интеллектуальные отклонения, затрагивающих функциональную систему речи целиком. Патологические изменения охватывают фонетико-фонематические, лексические и грамматические компоненты языковой структуры при умственной недостаточности. Коррекция речевых нарушений опирается на максимальное задействование слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического анализаторов. Занятия по развитию речи дошкольников включают активное применение тематических игрушек, дидактические наборы, красочные изображения бытовых предметов. Большую роль играют иллюстрированные народные сказки. Дополнительными инструментами выступают перчаточные куклы сказочных героев, тематические картины, серии последовательных иллюстраций. Логопедические зонды, массажные щетки выдаются каждому воспитаннику персонально для соблюдения гигиенических норм.
Литература
1. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. М.: Просвещение, 2011. - 175 с.
2. Певзнер, М. С., Лубовский, В. И. Динамика развития детейолигофренов / М. С. Певзнер, В. И. Лубовский. М., 1963. - 175 с.
3. Петрова, В. Г. Практическая и умственная деятельность детейолигофренов / В. Г. Петрова. М., 1968. - 145 с.
4. Правдина, О. В. Логопедия // Учебн. пособие для студентов деф. фактов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В. Правдина. М.: Просвещение, 1973. - 332 с.
5. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. М., 1986. - 211 с.
6. Стребелева, Е. А. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Олигофренопедагогика» / Е. А. Стребелева. М.: Парадигма, 2012. - 254 с.
7. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста // Том III. / под ред. Г. А. Ротштейн. М.: Медицина, 1965. - 215 с.