11-05-2023
Иванова Наталья Викторовна
учитель музыки МБОУ СШ № 85 г.Ульяновск
Развитие креативного мышления на занятиях в хоровом классе.
Музыка – это значительная часть мировой культуры, без нее наш мир был бы гораздо беднее. Музыкальная культура является средством формирования личности, она воспитывает в человеке эстетическое восприятие мира, помогает познавать мир через эмоции и ассоциации со звуками. С древних времен звуки завораживали людей, помогали выразить эмоции и развить воображение.
Креативность (Творчество) – неотъемлемая и, несомненно, важная часть жизни каждого человека. Оно дарит положительные эмоции, снимает стресс, позволяет поделиться с окружающими своими мыслями и просто выразить то, что на душе. Но как же научить маленького ребенка общаться с миром через творчество и не бояться проявлять себя? Для успешного развития творческих способностей у детей необходимо создать подходящие условия, и в первую очередь это касается комфортной, располагающей к творчеству атмосферы
Главное для педагога в развитии креативного музыкального мышления ребенка – это то, что нужно увидеть и определить не только природные задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к музыке, желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях. Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам, позволяют достичь хороших результатов.
Главной задачей музыкального воспитания детей является – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней.
Творческие предметы в школе лучше всего подходят для развития именно творческого потенциала у учащихся. На музыкальных занятиях можно применить массу методов, с помощью которых у детей будет развиваться творческий потенциал. Вот некоторые некоторые из них:
Слушание музыки. Это один из основных видов деятельности на музыкальных занятиях. Во время слушания музыки ребенок слышит не только то, что композитор вложил в свое произведение, но он также придумывает свои собственные образы и ассоциации, которые вызвала у него та или иная мелодия. Все это происходит благодаря воображению, а для того, чтобы развитие потенциально было более эффективным, то учеников можно попросить в качестве домашнего задания нарисовать или написать рассказ о полученных впечатлениях после прослушивания музыкального произведения.
Пение. Основной вид деятельности на музыкальных занятиях, который также способствует творческому развитию учащихся. Во время пения дети развивают свои голосовые данные, улучшают внимание и память, так как для того, чтобы песня было успешно исполнена, нужно выучить текст, мелодию и другие важные нюансы, которые указал композитор. Игра на музыкальных инструментах. Этот вид деятельности вызывает самый большой интерес у учащихся. Использование музыкальных инструментов вносит разнообразие в ход урока, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, слуха, а также стимулирует детей проявлять инициативу к творчеству.
Задачи развития творческих способностей учащихся:
1) увлечь музыкой, привить интерес и любовь к ней, научить ценить ее красоту, развить эмоциональную сферу учащихся, вызвать эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;
2) развить музыкально-образное мышление, научить разбираться в закономерностях искусства, восприятии музыки; научить размышлять о ней, связывая с жизнью и другими видами искусства;
3) заложить основы творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластического интонирования;
4) развить музыкально-эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;
5) побудить к музыкальному самообразованию.
При разборе хорового произведения, я стараюсь начинать этот разбор -анализ с рассказа, прежде всего об авторе песни, как о композиторе, так и поэте. А затем вместе с учениками мы подробно вчитываемся в литературный текст, накладывая позже его на мелодическую основу. Тем самым я даю на уроке возможность самому ученику высказывать своё мнение о художественном образе произведения. Ученики, каждый по отдельности, высказывают своё мнение об основной идеи произведения. Иногда преподаватель даёт домашнее задание создать рисунок – иллюстрацию художественного образа песни. Причём это не должно быть формальное изображение: если песня про лето, солнце, то изображается солнце, трава, а если песня про скворушку, то изображается птица нет. Я больше ценю в обучающемся умение услышать общую музыкальную «палитру» песни, для меня очень важна цветная ассоциация, игра света и цвета. Не обязательно это будет чётко вырисованная картинка. Возможно это цветовая гамма, а может это однотонное изображение. Однозначно, я даю учащемуся дома сесть и спокойно поразмыслив, показать на месте своё видение и отношение к музыкальному тексту. Очень важно для меня и умение ребёнка «рассказать» услышанное. Это значит поддержать беседу. Преподаватель даёт толчок в разговоре, предлагая своё мнение и видения того или иного образа. Ученик же может вступить и в дискуссию, и в спор, отстаивая своё мнение. Это очень важно. Но инициатива должна исходить от педагога, немаловажна для развития ассоциативного мышления и психологическая атмосфера урока, расположение детей к творчеству.
Думаю ,что именно такие занятия развивают музыкальные способности ребенка, И, может быть ребенок не станет музыкантом ,но вполне возможно ,что он станет замечательным врачом ,учителем или строителем. И вот тогда даст о себе знать все то ,чем занимался ребенок в детстве. Творческая фантазия будет стремится создавать что-то новое ,свое лучшее ,независимо от того какое дело выбрал в жизни ребенок
