18-05-2025
Матлаева Елена Михайловна
Преподаватель МБОУ доп образования Цивильская детская школа искусств им О. Я. Агаковой Цивильск
Глава 1. Теоретические основы развития вокально-хоровых
навыков в младшем хоре ДШИ.
1.1 Роль и задачи хорового пения у учащихся младших классов в
системе дополнительного образования.
В мире музыкальных звуков певческому голосу отводится одно из
самых значительных мест. Думается, что голос был тем первым
музыкальным инструментом, посредством которого человек стал выражать
свои переживания. Музыкальный язык, как и язык речи является, средством
передачи определенной информации от одного человека другим людям. И в
том, и в другом языке для этого вида сообщения используются звуки голоса.
Певческий голос характеризуется высотой, диапазоном, силой, тембром.
Высота служит основой классификации певческих голосов. На протяжении
всей жизни голос человека претерпевает значительные изменения. Время
полного расцвета вокальных возможностей совпадает с обретением полного
физического развития и продолжается до 50 – 60 лет, когда начинает
постепенно терять прежние качества.
Ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей
занимает пение. По мнению В. Сухомлинского, пение как бы открывает
человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает человека с
самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг
[24].
Музыкальное развитие детей зависит от форм организации
музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими
возможностями. К формам организации музыкальной деятельности детей
относятся занятия, музыка в повседневной жизни школы, и музыкальное
воспитание в семье.
Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской
деятельности на уроках музыки. Оно способствует развитию певческой
культуры учеников, их общему и музыкальному развитию, воспитанию
7
духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей
личности.
Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии
достижения учащимися художественного исполнения музыкального
репертуара. Исполнение требует овладения вокальными навыками и
умениями как средствами выразительности. Развитие этих навыков и умений
не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки.
Вокальное воспитание в хоре – важнейшая часть всей работы в
коллективе. Основное условие правильной постановки вокального
воспитания – подготовленность руководителя для занятий со школьниками.
Хорошим вариантом становится тот случай, когда преподаватель обладает
красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим
руководителем. Но и другие формы работы позволяют успешно решать
вопросы вокального воспитания. В таких случаях учитель часто использует
показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для
показа.
В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым
тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя
наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход ко всем в
классе, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них.
Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит
разные результаты у разных хористов. Как нет внешне одинаковых людей,
так и нет одинаковых голосовых аппаратов.
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от музыкального
руководителя постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия.
Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и
настойчиво.
Продолжая традиции отечественной вокальной педагогики и практики,
многие педагоги достигают результатов в вокальном воспитании.
Большинство специалистов различными путями подходят к одной и той же
8
простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров,
находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста
организма ребенка. Конечно, на развитие голоса влияют и другие факторы:
система вокальных упражнений, правильно поставленная работа над
певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией и так далее. Здесь
важен режим дня ребенка и регулярность проводимых занятий.
Обращаясь к хоровому пению в младших классах, преподаватель
должен знать особенности голосов детей младших классов. Эта задача
заключается в том, что детский организм, в отличие от взрослого, находится
в постоянном развитии, изменении. Понимание особенностей детской
физиологии требует от преподавателя соблюдения охраны и гигиены
детского
певческого
голоса.
Учитывая, что пение – процесс
физиологический, в котором происходит большая затрата энергии, внимания,
не следует допускать переутомления детей. Необходимо проводить занятия в
проветренных, не душных помещениях, соблюдать оптимальный ритм
работы и отдыха не допускать форсированного звучания детских голосов.
Пение полезно, если пение правильно в вокальном отношении, а это
возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует
развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.
Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая
патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных
особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию
здорового голосового аппарата.
Обучение детей пению связано с задачей осторожного развития
детского
голоса и сохранения естественного звучания. Поэтому
преподавателю необходимо знать основы физиологии и охраны детского
голоса, владеть методами и приемами певческого развития учеников, знать
особенности.
9
Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым
материалом занимает внимание. «Внимание – это направленность
психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для
личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)».
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от хористов постоянного
внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству,
необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво. Но работа над песней
не должна превратится в скучную зубрежку и механическое подражание
учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и
постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что
над каждой, даже самой простой песней следует много работать [21].
Как уже упоминалось раньше, хоровое пение – наиболее доступная
исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие,
с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса,
способствует развитию здорового голосового аппарата.
Для развития и воспитания детского голоса преподавателю необходимо
знать голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у шестилетнего
ребёнка, они невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не
сформирован.
Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника,
небольшой: от «ми» первой октавы, до «соль» первой октавы, от «фа» первой
октавы, до «ля» первой октавы. Следовательно, в качестве материала для
пения на первых занятиях, следует использовать несложные, весьма
ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному материалу
миниатюры.
Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется, в работу
включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия,
отдельных фрагментах лада.
10
В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение
мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует
координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.
У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми
первой октавы до си первой октавы. Данный диапазон благоприятен, прежде
всего, для слухового восприятия. В то же время он определяется
возможностями голосовых связок, который ещё довольно тонкие и короткие.
Следовательно, на занятиях следует добиваться ненапряжённого, лёгкого и
светлого звучания.
К концу второго года обучения середина певческого диапазона ребёнка
укрепляется и совершенствуется, окраска звука становится разнообразной в
зависимости от характера и содержания песни. Звучание голоса
выравнивается в диапазоне от ре первой октавы, до ре второй октавы. У
отдельных детей можно встретить даже звуки малой октавы («си», «ля»), но
они, как правило, звучат неярко и напряжённо.
С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всём
диапазоне от «до» первой, до «ре» («ми») второй октавы.
Сила голоса у детей шести, восьми лет не имеет широкой амплитуды.
Для них наиболее типичным будет использование умеренных динамических
оттенков – mp и mf. Большой вред может принести требование насыщенного
звучания на нижних звуках диапазона и тихого – на верхних. Частое
использование высоких звуков диапазона говорит о неудобной тесситуре.
В младшем хоре происходит становление характерных качеств
певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно
находиться в центре внимания учителя.
Следует отметить, что приобщение учеников к певческой деятельности
является важным условием формирования их музыкальной культуры.
Особое значение имеет высокохудожественный репертуар, который
осваивается в определённой системе и последовательности.