08-10-2025
Кузнецова Анна Петровна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №208" г. Чебоксары
Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Воспитание подрастающего поколения подразумевает взаимопонимание между дошкольным учреждением и семьей. Очень часто педагоги и родители малышей не находят общего языка – им не хватает терпения, такта, а зачастую, и времени для того, чтобы слышать и понимать друг друга. А это все, естественно, отражается на воспитании детей. Каждая современная семья по-разному видит место своего ребенка в социуме – все зависит от состава, взглядов на воспитание и культурных традиций ячейки общества. Многие ассоциируют детский сад с местом, где просто присматривают за малышами, пока родители заняты своими делами. При этом все семьи объединяет желание, чтобы у ребенка было все самое лучшее, но сотрудничать с детскими учреждениями, поддерживать предлагаемые педагогами инициативы готовы далеко не все родители. И стоит перед сотрудниками ДОУ не праздный вопрос: Как разжечь заинтересованность родителей и сделать их активными участниками воспитательного процесса?
Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе, как на уровне каждого детского сада, так и на муниципальном. Перед системой образования поставлены четкие задачи: за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом детском учреждении ответственность возложена на родителей, поскольку качество образования и развития дошкольников зависит от активной позиции родительской общественности. Родители, как основные социальные заказчики детских образовательных учреждений, играют огромную роль в процессе становления открытых взаимоотношений с педагогами. Поэтому взаимодействие родителей с ДОУ возможно только с учетом запросов и интересов семьи.
Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные способности и возможности. Активное совместное взаимодействие родителей и педагогов – возможность лучше узнать слабые и сильные стороны друг друга, правильная система взаимоотношений, основанная на взаимопознании, взаимодоверии, взаимопонимании и взаимоуважении.
Статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании» объясняет, что сегодня признано ведущим семейное воспитание. В соответствии с этим законом первыми педагогами являются родители, в обязанности которых входит закладка основ нравственного, личностного, интеллектуального и физического развития маленького гражданина. В отрыве от семьи развитие этих навыков невозможно.
Основа работы любого детского дошкольного учреждения – укрепление и сохранение психического и физического здоровья детворы, развитие интеллектуальных и творческих навыков. Педагогические коллективы ДОУ обеспечивают все условия для гармоничного личностного роста воспитанников.
- Главная цель педагогов относительно организации взаимодействия с родителями – совместный подход к воспитанию, приобщение матерей и отцов к образовательному процессу ДОУ. Задача детского учреждения – тесный контакт с семьей, оказание педагогической помощи родителям в плане единых подходов воспитания.
- Перед дошкольными учреждениями государством поставлены такие задачи: взаимодействие и сотрудничество с другими социальными институтами, открытость, социальное партнерство. Взаимодействие различных общественных секторов в рамках действующих в РФ законов позволяет успешно решать социальные проблемы, помогает активно развивать социальные отношения и повышать качество жизни.
Принципы взаимодействия педагогов детских учреждений с родителями:
а)Открытость дошкольного учреждения для каждой семьи
(каждому родителю (законному представителю) обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).
б)Доброжелательность.
Самый прочный фундамент, на котором основывается вся работа педагогических коллективов с родителями – позитивный настрой. Воспитатель, общаясь с родителями (законными представителями) детей, не должен быть категоричным и применять требовательный тон. Общаясь ежедневно с родителями своих воспитанников, воспитатель должен понимать, что именно он ответственен за хорошее отношение семьи к дошкольному учреждению в целом.
в) Принцип индивидуального подхода.
Индивидуальный подход важно применять не только работая с детьми, но и взаимодействуя с родителями (законными представителями). Хороший педагог всегда должен владеть ситуацией и чувствовать настроение родителей.
г) Сотрудничество вместо наставничества.
В большинстве своем современные мамы и папы хорошо осведомлены в вопросах воспитания. Практика показывает, что простая пропаганда педагогических знаний и наставления положительных результатов не приносят. Самый лучший подход – создание доброжелательной атмосферы и поддержка семьи в случаях сложных педагогических ситуаций. Если педагог высказывает искренне желание помочь и заинтересован в том, чтобы разобраться в проблемах семьи, результат не заставляет себя ждать.
д) Подготовка к работе с родителями.
Если педагог тщательно готовится к каждому, даже самому небольшому мероприятию по работе с родителями, уделяет внимание не количеству, а качеству мероприятий, нужные результаты и взаимопонимание обязательно приносят свои плоды.
е) Динамичность.
Современный детский сад – это развивающееся, а не функционирующее учреждение. Важно, чтобы педагогический коллектив мобильно реагировал на изменения социального состава родителей, на их запросы в области воспитания, и в зависимости от потребностей изменял направления и формы работы ДОУ с семьей.
ж)Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- Планируя работу с родителями, каждый педагог должен изучить социальный состав своих воспитанников, знать их настроение и ожидания от пребывания малыша в детском садике. Анкетирование и личное общение позволяют сделать этот срез работы эффективным, помогают найти интересные индивидуальные формы работы с семьей.
«Новые формы работы с семьей» - промежуточные результаты по ФГОС
Работа по организации активного взаимодействия ДОУ с родителями находится в стадии динамичного развития. И если еще несколько лет назад привлечь родителей к работе детского садика было довольно сложно, то сегодня обстановка кардинально изменилась.
Родители стали намного инициативнее и часто сами предлагают новые формы общения.
Педагоги стали более профессиональными и смелыми, активно использующими в работе творческий потенциал и фантазию.
Изменились формы общения воспитателей с родителями, которые сегодня взаимодействуют не только с активной ячейкой, но и со всеми родителями. Несмотря на то, что при подготовке к групповым мероприятиям инициатива чаще исходит от педагогов, хорошо уже то, что родители охотно поддерживают эти начинания.
Совместная деятельность педагогов, матерей, отцов, бабушек, дедушек и детей положительно влияет на воспитательный процесс. Радует, что новая философия взаимодействия ДОУ с родителями успешно осуществляется, приводит к партнерским отношениям и положительно сказывается на воспитании самого юного поколения россиян.
Все формы работы с родителями подразделяются на
коллективные (массовые);
индивидуальные ;
наглядно-информационные;
традиционные и нетрадиционные.
Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в двух направлениях:
внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОУ;
работа с родителями за пределами ДОУ. Ее цель – охватить подавляющее большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский сад или нет.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Практикой уже накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.