Статьи

"Создание предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающей развитие ребенка"

04-11-2024

Кузнецова Анна Петровна

 

 Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №208" г. Чебоксары

Создание предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающей развитие ребенка.

В нашей группе младшего дошкольного возраста создана РППС, состоящая из различных хорошо разграниченных центров (уголков) активности, которые дети могут выбирать по собственному желанию.

В помещении группы созданы центры активности попятинаправлениям развития ребенка:

- Социально-коммуникативноеразвитие;

- Познавательноеразвитие;

- Речевоеразвитие;

- Художественно-эстетическоеразвитие;

- Физическоеразвитие.

Центры оснащены достаточным количеством развивающих материалов (книги, игрушки,материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.), которые находятся всвободном доступе для детей. Ребёнку предоставляется возможность выбора материалов,видов активности, участников совместной деятельности и общения, возможность выбора игры. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам в свободнойдеятельности выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, апедагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс сучетомвозрастныхи индивидуальныхособенностейдетей.

Центригры–этонезаменимаядлявсехдошкольниковзона,наполненнаяоборудованием для сюжетно-ролевых, театрализованных,подвижных,настольныхи прочих игр. С их помощью дети раскрепощаются, демонстрируют свои актерскиеи коммуникативные способности, закрепляютумениеследоватьустановленнымправилам. В Центре игры имеет место гендерное разделение игрушек: девочкам длясюжетно-ролевыхигрнеобходимыпредметы быта и женской одежды, украшений,амальчикам–транспортныесредства,элементы вооружения и обмундирования,техническиеигрушки.Вигровомцентремыпредоставляемдетям достаточное количество предметови материалов, используемых в игровой деятельности,эстетичноеоформлениеэтойзоны стимулирует желание ребенка играть,создавать новые сюжеты и игровые образы,экспериментироватьсролями.

Центрдвигательнойактивности. Спортивный уголок необходим для реализации потребности детей в самостоятельном движении или совместной двигательной активности, выполняемой с использованиемилибезспортивного инвентаря.В этом центре ключевое внимание уделяетсябезопасностипространства. Времяпровождение в нем позволяетдетямоттачиватьнавыкиразличных движений,что положительно влияетна состояние здоровья и психологическоесамочувствие дошкольников.

Центр конструирования–позволяетразвиватьтворческиеспособности, пространственное мышлениедетей,прививатьнавыкиаккуратности,усидчивости,ответственности, уваженияк своему и чужому труду. Это мобильныйцентр,наполненныйкубиками,различными конструкторами,деревяннымстроительным материалом. Каждому ребенку предоставлена возможность конструироватьнаковреилистоле,самостоятельно или объединяясьв группы, в каждой группе есть специализированные подиумы и платформы, на которыхможнооставитьподелки.

Центр познавательно-исследовательской работы - позволяет расширять знаниядетей об окружающем мире (живом и неживом),апотомупредполагаетналичиеуголкаприродыиэкспериментирования.Наполнение его варьируется в зависимостиот темы проектной деятельности или видаисследовательской работы (это песок и вода, лупа, земля исемена, мыльные пузыриимногоедругое).

Центрпродуктивного творчества.Внемдошкольникиреализуютпотребностьвсамовыражении,художественной деятельности, которая отражает эстетическое восприятие действительности. В этомцентре представлены материалы и оборудование для рисования, создания поделок,лепки, дидактических игр. В центрах творчества всё устроено как можно удобнее для детей. Здесь огромное количество материалов и накопителей для их хранения. В группах есть магнитные доски с полочками для «незаконченных работ». Дети могут мастерить поделку целый день, прерываясь на другие игры и занятия, а потом возвращаясь к оставленному на время замыслу. При этом поделка хранится на полочке и ждет, когда ее создателя вновь настигнет вдохновение.

Центрречи имоторики.Посколькупространстводетскогосададолжноспособствоватьразвитиюмелкоймоторики,дыхания,связнойречи,дляэтоговцентре используютсяпальчиковыеидидактические игры, артикуляционные упражнения,предметные картинки.

Центр книги –более актуален для воспитанников старшего дошкольного возраста, однако и самыемаленькие с удовольствием рассматриваюткрасочные изображения в детских книгах.В этом центре созданы условия для самостоятельного выбора и неторопливого знакомства с книгой. Дошкольники должны научиться обращаться с книгой, сосредоточенно рассматривать иллюстрации.

Центротдыха (уголок уединения) - стратегическиважен,поскольку обеспечивает потребность детей в уединении, мечтании, наблюдении,в этом центре уютнои спокойно, воспитанникичувствуютсебя комфортно.

Также в группе организованны:

Центр сенсорики и дидактическихигр;

Центр музыкиитеатра.

Поиск