20-03-2024
Ольга Александровна Боровикова
Учитель истории и обществознания , МОБУ Спасская СОШ , с.Спасское
Спустя почти десятилетие после введения действующих ФГОС уже неловко называть их «новыми». За это время в образовательные организации пришло поколение учителей, которые уже изучали данные стандарты в вузах. Однако многие методические разработки до сих пор преподносят использование групповых форм работы или элементы метапредметности на уроке как ноу- хау.
Выработка или адаптация образовательной технологии позволяет педагогу выстроить долгосрочную стратегию образовательного процесса, заниматься формированием компетентностей обучающихся на регулярной основе. Это в свою очередь позволяет перейти к оценке качества обучения не по принципу «как получилось», а по принципу «как было задумано».
Практические методы и приемы формирования у обучающихся навыков работы с информацией на уроках истории и обществознания
Введение действующих ФГОС существенно изменило требования к подготовке выпускников школы. В первую очередь следует отметить требования, которые предъявляются к уровню формирования метапредметных и предметных компетенций ученика, связанных с навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации, а также умения сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионым проблемам прошлого и современности. Для курса обществознания столь же актуальными являются задачи формирования навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Однако реализация указанных задач на данном этапе затруднена рядом проблем, наличие которых подтверждается результатами международных и российских исследований. Например, согласно результатам исследований PISA–2018 наблюдается значительное снижение читательской грамотности обучающихся российских школ. При этом важно отметить, что PISA измеряет три компонента читательской грамотности: поиск и извлечение информации, ее интегрирование и интерпретация, осмысление и оценка.
Среди наиболее проблемных показателей отметим низкий уровень развития следующих УУД.
1. Умение самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника с учетом характера полученного задания (5,3% обучающихся, участвовавших в тестировании).
2. Умение проводить сравнительный анализ источников и подбирать информацию в соответствии с поставленной учебной задачей (18%).
3. Умения осуществлять логические операции по установлению последовательности событий, использовать различные модельно-схематические средства для представления связей и отношений, выявленных в источниках (29%).
4. Умения осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной учебной задачей, устанавливать соотношение предметных понятий с информацией, представленной в тексте (20%).
5. Умения анализировать исходные данные, делать выводы с учетом предложенной информации, приводить аргументы (20%). Таким образом, ключевой проблемой современного гуманитарного образования является низкий уровень готовности ученика к изучению большого объема учебной и научной информации, предлагаемой для освоения программы как углубленного, так и базового уровня.
Образовательная технология
Как научить ребенка работать с информацией, добывать необходимые сведения, обрабатывать, анализировать, сравнивать их? Как привить способность аргументировать собственное мнение? По мнению многих, в этом помогает технология активных методов обучения. Это «система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала».
Инструменты формирования навыков работы с информацией.
В первую очередь следует научить ребят понимать смысл прочитанного. Большинство обучающихся не умеет улавливать смысл прочитанного. Самым простым способом в этой ситуации является чтение текста вслух. Затем необходим пересказ прочитанного с выделением главной мысли.
Для развития навыков анализа я использую практические упражнения при выполнении репродуктивной работы по той или иной теме. Например, применяю работу с рабочими листами к тексту параграфа. Подобные рабочие листы сейчас актуальны: они распространены в методических пособиях, сборниках по подготовке к ЕГЭ (ОГЭ). Как мне кажется, они помогают ученику ориентироваться в больших объемах информации, учат видеть главное, делать сравнения, выводы и т.п. Визуальная форма (блоки, схемы, модули, цепочки) развивает образность и строгость мышления. Опорная информация для заполнения рабочего листа содержится в учебнике, но при этом приветствуется использование школьниками иных источников.
Кроме того, следует отметить такой инструмент формирования навыка работы с информацией, как практикумы, по содержанию и форме приближенные к заданиям ОГЭ и ЕГЭ. Такого рода упражнения позволяют сформировать у обучающихся навыки работы с текстом, умение анализировать его, находить нужную информацию.
Уще один эффективный способ формирования УУД при работе с информацией — самостоятельная визуализация школьником изученного материала, составление кластера или построение ментальной карты. В таком задании обучающемуся предоставляется возможность самостоятельно или по заранее предложенному алгоритму систематизировать большой объем информации разного содержания.
Итак, для формирования навыков работы с информацией на уроках истории и обществознания необходимо применять следующие инструменты.
1. Система рабочих листов: приучает школьников к регулярной работе с информацией, позволяет сконцентрировать различные формы аналитической деятельности и контроля в рамках одной темы.
2. Чтение текста вслух с последующим выделением ключевой мысли: дисциплинирует и приучает к работе с текстом.
3. Визуализация структуры и связей: прививает навык выделения главного и второстепенного, хронологических и смысловых связей в информационном массиве.
4. Анализ текста по контрольным вопросам (в формате заданий ОГЭ и ЕГЭ): тренирует поиск смыслов в тексте, позволяет связывать прочитанный материал с иными знаниями по предмету.
1.2
Также на уроке необходимо использовать и другие технологии.
Кинопедагогика как инструмент образовательной и воспитательной деятельности в школе.
Детское любительское кино в образовательном учреждении традиционно рассматривается как явление, относящееся к внеурочной деятельности.
В связи с тем, что сегодня большинство обучающихся являются «визуалами», людьми с клиповым мышлением, предполагается возможным использование видео как инструмента формирования личностных компетентностей и как средства обратной связи в рамках урочной деятельности. Кроме того, существует еще одно понимание кинопедагогики, связанное с показом и разбором фильмов на занятии. Такая работа развивает воображение, побуждает к деятельности не только развлекательного, но и познавательного характера.
1.3
Технология мини-карточек в контексте модульной системы преподавания в старших классах
Обществознание — учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе. Предмет включает теории общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии), а также философии. Это сложная и далеко не всегда понятная современным школьникам дисциплина. В преподавании обществознания необходимо использовать модульное обучение. Переход на модульную систему позволяет интегрировать освоение предметного содержания и подготовку к итоговой аттестации.
В рамках модульного обучения можно разработать комплект дидактических материалов «Мини-карточки по обществознанию и истории».
Данная работа может проводиться на этапе рефлексии в течение первых 5 минут урока, но не на каждом уроке. Однако традиционно карточки используются в рамках самостоятельных, проверочных, контрольных работ, а также во время проведения факультативов и на устных зачетах.
Работа с карточками зачастую является разминкой перед вторым этапом, где обучающийся приступает к выполнению заданий более высокого уровня сложности.
В течение урока для отработки какого-либо понятия учащимся предлагается прием «корзина идей». Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме? Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме. Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями. Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары. В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.
А также необходимо использовать метод проектов и составление синквейнов.
На уроках учащимся как можно больше нужно предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало: рисунок, кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, письмо к… и так далее.
Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.