15-01-2025
Шахмуратова Зульфия Булатовна
Воспитатель МАДОУ ДС "Калинка" ЯНАО г. Новый Уренгой
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Детский сад «Калинка»
(МАДОУ ДС «Калинка»)
Тема: «Математики спешат на помощь»
(образовательная область: познавательное развитие в области геометрии).
Шахмуратова Зульфия Булатовна, воспитатель.
Целевая аудитория: занятие для детей подготовительной к школе группы возраста 6-7 лет.
Технологическая карта
Пояснительная записка
Данное занятие разработано для детей подготовительной группы дошкольного возраста по формированию математических представлений. Занятие носит обучающий и развивающий характер. Представленной занятие построено в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
Ø Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
Ø Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям детей).
Ø Принцип психологической комфортности.
Используемые методы и приемы поддерживают интерес к деятельности на протяжении всего занятия и способствуют решению триединой задачи. Занятие так же носит интегрированный характер в соответствии с ФГОС ДО. Ожидаемые результаты: у детей формируется представление о геометрических фигурах, их графического изображения; закрепляется умение соотносить теорию с практикой; так же формируется и закрепляется умение работать с коллективом сверстников, формируется саморегуляция и самоконтроль.
Образовательная программа: ООП ДОУ(образовательная область: познавательное развитие).
Год бучения: 2024 г.
Тема занятия: «Математики спешат на помощь».
Возраст обучающихся: 5- 6 лет
Цель занятия: формирование элементарных математических представлений.
Задачи занятия:
Образовательная: формировать умение соотносить количество предметов с цифрой; закреплять знания о геометрических фигурах; правильно пользоваться математическими терминами и грамотно формулировать выводы.
Развивающая: развивать социальные умения и навыки работы в группе; активизировать диалогическую речь детей при решении проблемных ситуаций.
Воспитательная: воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма, доброжелательности, взаимовыручки.
Тип занятия: тематическое занятие, интеграция видов деятельности: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное и художественно - эстетическое развитие.
Формы, методы, приемы работы: групповое занятие; методы: наглядный, игровой, практический, словесный; приемы:
Игровой создание игровой ситуации, использование художественного слова, дидактических игр.
Наглядный (схемы, символы) мультимедийная презентация.
Практический (решение проблемных ситуаций, грамотное применение математических терминов, определение форм геометрических фигур на примере различных жизненных ситуаций, выполнение графического диктанта).
Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, обсуждение проблемы, её анализ, пересказ эпизодов сказки).
Педагогические технологии: технология проблемного обучения (создание проблемной ситуации «мозговой штурм»); технология деятельностного подхода,
Форма контроля: групповой, самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы).
Предварительная работа.
Чтение и анализ сказки «Снежная королева», чтение русских народных и авторских сказок, рассказов познавательного характера. Знакомство с алгоритмом работы в команде по технологии «Мозговой штурм». Закрепление работы с графическим диктантом Беседы на тему: «На что похожи геометрические фигуры?»
Эксперимент «Ледяной куб и бусинка».
Оборудование и материалы.
Раздаточный материал:
Графический диктант «Карта пути», по 2 квадрата из картона (по количеству команд), листы бумаги половина формата А4(по количеству детей), простые карандаши, ножницы, линейки, смайлики для рефлексии (по количеству детей), презентация, созданная в приложении Microsoft Power Point.
Оборудование: проектор, ноутбук.
Планируемые результаты:
Предметные: Формирование представлений о признаках геометрических фигур: количество углов, длина сторон. Формирование навыков сравнения и классификации геометрических фигур по признакам: размер, цвет, форма, количество углов. Развитие пространственного мышления и воображения: умение мысленно представить и воссоздать геометрические фигуры на плоскости и в пространстве. Развитие логического мышления: умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и умозаключения на основе анализа геометрических фигур.
2. Личностные: формирование ценностного отношения к себе, к сверстникам в ходе занятия. Формирование интереса к математике и геометрии: создание условий для развития любознательности, стремления к познанию нового. Формирование положительного отношения к математике: создание ситуаций успеха, поощрение достижений детей.
3. Метапредметные: развитие коммуникативных навыков: умение работать в группе, договариваться, аргументировать свою точку зрения. Развитие мелкой моторики и координации движений: использование игр и заданий, требующих точности и аккуратности при работе с геометрическими фигурами.
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность детей Время
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
( Мотивация, процесс вовлечения в деятельность проблемная ситуация) Мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире. Проводит интеллектуальную разминку
Слушают и включаются в ситуацию предложенную педагогом, отвечают на вопросы воспитателя. Дети отвечают на вопросы устно и с помощью цифрового веера 2 мин.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Педагог предлагает детям объединиться в группы. И
добраться до дворца королевы при помощи карты, которую прислала Герда. Ребята выбирают того, кто будет писать графический диктант и сообща работают над ним. 3 мин
3. Получение детьми новых знаний, способа действий Воспитатель предлагает детям посмотреть на слайд, где в схватку с ними вступает сама Снежная Королева.
Воспитатель общается по интернету со Снежной Королевой, которая предлагает решить несколько задач, чтобы спасти Кая.
Первый вопрос. Сколькими способами можно разрезать квадратик на четыре равные части?
Второй вопрос. Сколько будет углов, если отпилить у стола один угол (для первой группы),
два угла(для второй команды),
три угла (для третьей команды) Ребята, путем проб и ошибок, сообща решают данные задачи (при помощи технологии «мозговой штурм»).
8 мин
4. Динамическая пауза
Воспитатель предлагает выполнить ритмичные действия под стихотворные строки. Дети занимаются ритмопластикой. 4 мин
5. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Третий вопрос. Как, не повредив ягоду, достать ее из ледяного плена?
Воспитатель озвучивает третий вопрос, и предлагает выполнить третье задание на основе имеющихся знаний по эксперименту с кубиком льда и бусинкой внутри нее. Дети в команде предлагают свои версии и сообща выбирают самый оптимальный вариант. 5 мин
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Итог занятия.
Рефлексия
Появляется довольный смайлик от Снежной Королевы, она решает освободить Кая и вернуть его домой.- Ребята, понравилось вам работать в команде?
- Почему?
- Что нового вы узнали?
- Какие задания были сложными?
- Когда легче решать задачи, когда ты один или в команде?
Воспитатель предлагает выбрать смайлик, который отражал бы его настроение.
Ответы и высказывания детей 2 мин
Ход занятия
Мотивация. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами занятие по математике, но оно необычное. К нам на компьютер пришло странное сообщение от какого-то сказочного героя. Я думала-думала и так и не смогла вспомнить, кто же этот сказочный герой. Может, вы вспомните? Он пишет, что его когда-то похитили, и он все свободное время играл с фигурами изо льда и пытался составить какое-то важное слово, чтобы его освободили.
– Как вы думаете, кто это? (Кай)
– И правда, это же Кай.
- А как называется сказка и кто автор? (Снежная королева. Ганс Христиан Андерсен). Во дворце у нее было множество геометрических фигур изо льда, как вы думаете, что мы будем изучать на занятии? (Геометрические фигуры)
- Верно.
- Кай был очень вежливым, добрым и любознательным малышом, всегда стремился помочь бабушке и своей сестре. И вот совсем недавно Кай у себя на крыше нашел необычную геометрическую фигуру – она была перевязана золотой ленточкой. А когда Кай развязал ленточку, оказался во дворце Снежной королевы. Оказывается, она снова его похитила. И теперь он не может выбраться из этого сказочного плена. Кай просит о помощи, чтобы ему кто-нибудь помог найти дорогу домой.
– Ребята, а ,может, поможем Каю? (Да!)
– Отлично! Тогда начнем операцию по спасению Кая. Связь с ним будем осуществлять через Интернет. А пока устанавливается связь, мы с вами проведем интеллектуальную разминку.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА».
1) Назовите сказки, в которых встречается цифра 3 («Три поросенка», «Три орешка для Золушки», «Три медведя», «Три толстяка»)
2) Назовите сказки, в которых встречается цифра 7 («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик-семицветик»).
А теперь воспользуемся веером с цифрами, и далее мы будем отвечать на вопросы, только показывая нужную цифру на веере, не произнося ни слова.
3) Сколько сторон у треугольника?
4) Сколько ушей у двух мышей?
5) Сколько углов у квадрата?
6) Сколько пятачков у пяти поросят?
7) Сколько кругов у светофора?
8) Сколько хвостов у четырех котов?
9) Сколько дней в неделе?
10)А сегодня, какой день недели, и какой он по счету?
Воспитатель. Молодцы, ребята, отлично справились с заданием!
Основная часть. Дидактическая задача: проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам образовательной ситуации.
-Внимание! Кай не смог выйти с нами на связь. С нами связалась его сестра. Как её зовут? (Герда)
- Правильно,