17-01-2025
Орлова Наталия Танасиевна
старший воспитатель
«Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном учреждении в условиях обновления содержания образовательного процесса».
Старший воспитатель Н.Т.Орлова
МБДОУ ЦРР – детский сад № 23 г.Орла
Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье ребенка —
это важнейший труд воспитателя.
В. А. Сухомлинский
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.
Состояние здоровья российских дошкольников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье дошкольников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
По тому, как ребенок (так же, как и взрослый) относится к своему здоровью и здоровью окружающих, можно судить о его гигиенической и общей культуре, ценностях и привычках. Развитие навыков здорового образа жизни, безопасности происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения. В основе знаний, лежат представления об организме человека и его отдельных органах, их функционировании, о влиянии физических упражнений на рост и развитие человека.
Когда речь идет о здоровьесбережении в условиях детского сада, педагоги, медицинские работники имеют ввиду прежде всего соблюдение условий, гарантирующих гармоничное физическое развитие ребенка, укрепление его здоровья.
Здоровьесберегающая среда — это гибкая, развивающая, не угнетающая ребёнка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Здоровьесберегающее пространство на современном этапе рассматривается как комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и дошкольном учреждении.
Здоровьесберегающая образовательная среда включает в себя следующие компоненты:
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
4. Совершенствование системы физического воспитания.
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
9. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
10. Организация работы по укреплению здоровья педагогов.
11. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
При создании здоровьесберегающей среды необходимо опираться на следующие принципы:
• принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
• принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;
• принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
• принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
• принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
Для решения комплексных задач по здоровьесбережению и созданию здоровьесберегающей среды в ДОУ применяются различные технологии:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Это ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика бодрящая.
- Технологии обучения здоровому образу жизни. Проблемные ситуации, игротерапия, коммуникативные игры, игровые занятия с использованием методической литературы и др. Создаются недельные и годовые проекты, направленные на развитие и образование детей в области здоровьесбережения. Используется дидактический материал по валеологии и безопасности. В нашем детском саду также углубленно занимаются профилактикой дорожно-транспортного травматизма.
- В логопедических группах используются коррекционные технологии: Технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика.
- Медико-профuлактические технологии: лечебно - оздоровительные мероприятия, профилактики ОРВИ и гриппа, бассейн.
Такие технологии имеют оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.
Таким образом, здоровьесберегающая среда - это прежде всего комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, экологических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную, морально-нравственную и бытовую среду в семье и детском саду. Важно работать и с родителями в этом направлении, потому как для родителя нет большей радости, чем здоровый и радостный ребенок. Интересным было бы проводить досуги и совместные мероприятия, посвященные здоровью. Следует помнить, что ребенок даже в очень хорошем саду оказывается отдаленным от родителей, если они стремятся удовлетворить лишь органические и материальные его потребности, забывая о психологических и духовных. Заботясь о телесном благополучии нельзя забывать о внутреннем мире ребенка.
Главной задачей детского сада является приучение ребенка с детства к правильному образу жизни, к осознанию ценности своего здоровья и зависимость от него здоровье его будущего- выбор профессии, рождение детей, продолжительность жизни и сохранение нации. Это, конечно, сложно осознать дошкольнику, но уже в этом возрасте нужно закладывать основы мировоззрения, связанные со здоровьесбережением.
Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим.
Если говорить о здоровье в образовательных учреждениях, то следует учитывать и состояние здоровья педагогических работников. Положительным моментом является то, что педагогические работники проходят бесплатную для них медицинскую комиссию. Это позволяет вовремя выявить отклонения состояния здоровья педагогов.
Таким образом, можно сказать, что в детских садах здоровье детей является преимущественным. По возможности состояние и оснащение помещений и детских площадок работники стараются сделать комфортными, соответствующими возрастам и потребностям детей: группа разбита на зоны, где ребенок может выбрать занятие по своим интересам, отдельные кабинеты логопедов и психолога с соответствующим методическим материалом и др. Формирование правильного отношения к своему здоровью ложится на плечи как педагогов дошкольных заведений и конечно, родителей, которые иногда бывают недостаточно просвещенными в области здоровьесбережения.
Свою статью хочу закончить словами - обращением Жан-Жака Руссо ко всем педагогам: «Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким».
Используемая литература и методический материал
1.Оверчук Т.И. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных ОУ: проблемы и пути оптимизации». М.- 2001.
2.«Использование метода проекта в образовательной практике ДОУ». - под. ред З.Л.Венковой, Н.В.Казанцевой
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
4.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273ФЗ
5.СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»