31-08-2025
Николаева Алевтина Леонтьевна
педагог дополнительного образования, МАОУДО "ДДЮТ", г.Чебоксары, Чувашская республика
1.3 Содержание программы
1.3.1Учебный план 1 год обучения
№ п/п Раздел программы Кол-во часов Формы аттестации/
Контроля
Всего Теор. Практ.
1 Введение в программу. 1 1 - входной
2 Этнография 12 12 - текущий
3 Азбука ложкарей 12 - 12 текущий
4 Музыкальная
грамота 2 2 - текущий
5 Работа над репертуаром 79 - 79 текущий
6 Итоговое занятие. 2 - 2 итоговый
Итого 108 15 93
Учебный план 2 год обучения
№ п/п Раздел программы Кол-во часов Формы аттестации/
Контроля
Всего Теор. Практ.
1 Введение в программу. 1 1 - входной
2 Этнография 8 8 - текущий
3 Азбука ложкарей 12 - 12 текущий
4 Музыкальная
грамота 2 2 - текущий
5 Работа над репертуаром 83 - 83 текущий
6 Итоговое занятие. 2 - 2 итоговый
108 11 97
Учебный план 3 год обучения
№ п/п Раздел программы Кол-во часов Формы аттестации/
Контроля
Всего Теор. Практ.
1 Введение в программу. 1 1 - входной
2 Этнография 8 8 - текущий
3 Азбука ложкарей 12 - 12 текущий
4 Музыкальная
грамота 2 2 - текущий
5 Работа над репертуаром 83 - 83 текущий
6 Итоговое занятие. 2 - 2 итоговый
108 11 97
1.3.2 Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел №1: Введение в программу.
Теория: Знакомство с русским народным инструментом «Деревянные ложки».
Раздел № 2: Этнография
Теория: Народные инструменты славян.Истоки народного творчества: быт, костюм, ремесло, художественный промысел, традиции, праздники и др.
Раздел № 3: Музыкальная грамота.
2.1. Основные средства музыкальной выразительности (темп, нюансы, штрихи, тембр и т.д.).
Теория: «Средства музыкальной выразительности», которые включает в себя: мелодия, лад, ритм, динамика, темп, тембр, штрихи.
2.2. Элементарная теория (размер, ритм, длительности итд).
Теория: Основные ступени звукоряда, их названия, звук и его высота, ритм, метр, темп, паузы, стаккато, особые виды ритмического деления, акценты, размер.
Раздел №4: Азбука ложкарей.
2.1. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.
Практика: Игра упражнений на развитие мышц кистей рук, координации движений.
2.2. Основные фигуры игры на ложках.
Практика: Основные фигуры игры на двух ложках: «Лошадка», «Маятник», «Мячики», «Трещотка», «Плечики», «Коленочки», «Качели», «Дуга», «Глиссандо», «Линеечка», «Солнышко», «Круг», «Капельки»).
Раздел №5: Работа над репертуаром.
Изучение пьес: р.н.п. «Во саду ли, в огороде», р.н.п. «Во саду ли, в огороде», р.н.п. «Два гуся», р.н.п. «Ах, вы, сени, мои сени», р.н.п. «Во кузнице», р.н.п. «Вдоль да по речке», р.н.п. «Сама садик я садила», р.н.п.«Солдатушки,браво-ребятушки»,«Часики» А.Симонов,р.н.п. «Блины», «Самовар» Д.Тухманов, р.н.п. «Расписные ложки», «Путене» обр.С.Дергачёва, «Летка-енка» Р. Лехтинен, «Чувашские частушки».
Практика: Работа над ритмом, техникой исполнения, характером произведения, постановка номера, отработка концертного номера.
Раздел №6: Итоговое занятие.
Практика: Контрольный срез знаний, концерт для родителей, концертное выступление.
2 год обучения
Раздел №1: Введение в программу.
Теория: История развития искусства игры на деревянных ложках.
Раздел № 2: Этнография
Теория: Колорит славянской музыки и особенности традиционных инструментов.Истоки народного творчества: быт, костюм, ремесло, художественный промысел, традиции, праздники и др.
Раздел №3: Азбука ложкарей.
3.1. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.
Практика: Игра упражнений на развитие мышц кистей рук, координации движений.
3.2 Основные фигуры игры на ложках.
Практика: Основные фигуры игры на трёх ложках: «Тремоло», «Шапочки, корешки», «Скольжение», «Сложный рисунок», «Колокольчик», «Маленькая лошадка», «Большая лошадка», «Барабанчик маленький», «Барабанчик большой», «Гармошечка», «Мельница», «Вращение».
Раздел № 4: Музыкальная грамота.
Теория: Элементарная теория (лад, тональность, порядок знаков при ключе, интервалы итд). Основные средства музыкальной выразительности (темп, нюансы, штрихи, тембр и т.д.).
Раздел №5: Работа над репертуаром.
Изучение пьес: р.н.п. «Калинка», р.н.п. «Коробейники», русская пляска «Тимоня», р.н.п. «Валенки», танец «Северные заковырки», р.н.п. «Субботея»,русский народный танец «Чеботуха», р.н.п. «Когда мы были на войне», р.н.п. «Девка по саду ходила», р.н.п. «Порушка-Параня»,р.н.п. «Дарья», «Травушка-муравушка», «Эй, чун».
Практика: Работа над ритмом, техникой исполнения, характером произведения, постановка номера, отработка концертного номера.
Раздел №6: Итоговое занятие.
Практика: Контрольный срез знаний, концерт для родителей, концертное выступление.
3 год обучения
Раздел №1: Введение в программу.
Теория: Русские народные инструменты.
Раздел № 2: Этнография
Теория: Колорит славянской музыки и особенности традиционных инструментов.Истоки народного творчества: быт, костюм, ремесло, художественный промысел, традиции, праздники и др.
Раздел №3: Азбука ложкарей.
3.1. Постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.
Практика: Игра упражнений на развитие мышц кистей рук, координации движений.
3.2 Основные фигуры игры на ложках.
Практика: Основные фигуры игры на четырёх, пяти ложках.
Раздел № 4: Музыкальная грамота.
2.1. Основные средства музыкальной выразительности.
Теория: Понятие «Средства музыкальной выразительности», которые включает в себя: мелодия, лад, ритм, динамика, темп, тембр, штрихи.
Практика: Применение средства музыкальной выразительности (темп, нюансы, штрихи, тембр и т.д.) в работе над произведениями.
Раздел №5: Работа над репертуаром.
Изучение пьес: русская плясовая «Камаринская», р.н.п. «Перевоз Дуня держала», р.н.п. «Я с комариком плясала», р.н.п. «Через речку, речушку», русская плясовая «Барыня», сибирский наигрыш «Скоморохи», казачья песня «Ой, расея, ты расея», р.н.п. «Как по горкам, по горам», «Песня старого извозчика» из репертуара Л.Утёсова, «Попурри на чувашские народные песни», «Приокская кадриль» Е.Дербенко, казачья плясовая «Варенька».
Практика: Работа над ритмом, техникой исполнения, характером произведения, постановка номера, отработка концертного номера.
Раздел №6: Итоговое занятие.
Практика: Контрольный срез знаний, концерт для родителей, концертное выступление.
1.4 Планируемые результаты
1 год обучения
По окончании курса обучающиеся будут знать:
- истоки народного творчества; о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.;
- поведение артиста до выхода на сцену и во время выступления на сцене;
уметь:
- ритмически точно исполнять в ансамбле игру на ложках, передавать характер и настроение музыкального произведения;
- определять музыкальные средства выразительности: темп, регистр, динамика, движение, направление звуков мелодии, тембры музыкальных инструментов;
- соблюдать динамические оттенки, паузы, штрихи, определять лад;
- артистично выступать перед публикой (умение создать сценический образ);
владеть:
- навыками исполнительского мастерства;
- навыками ансамблевой игры;
- музыкальной грамотностью.
2 год обучения
По окончании курса обучающиеся будут знать:
- истоки народного творчества; о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.;
- поведение артиста до выхода на сцену и во время выступления на сцене;
уметь:
- ритмически точно исполнять в ансамбле игру на ложках, передавать характер и настроение музыкального произведения;
- определять музыкальные средства выразительности: темп, регистр, динамика, движение, направление звуков мелодии, тембры музыкальных инструментов;
- соблюдать динамические оттенки, паузы, штрихи, определять лад;
- артистично выступать перед публикой (умение создать сценический образ);
владеть:
- навыками исполнительского мастерства;
- навыками ансамблевой игры;
- музыкальной грамотностью.
3 год обучения
По окончании курса обучающиеся будут знать:
- истоки народного творчества; о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.;
- поведение артиста до выхода на сцену и во время выступления на сцене;
уметь:
- ритмически точно исполнять в ансамбле игру на ложках, передавать характер и настроение музыкального произведения;
- определять музыкальные средства выразительности: темп, регистр, динамика, движение, направление звуков мелодии, тембры музыкальных инструментов;
- соблюдать динамические оттенки, паузы, штрихи, определять лад;
- артистично выступать перед публикой (умение создать сценический образ);
владеть:
- навыками исполнительского мастерства;
- навыками ансамблевой игры;
- музыкальной грамотностью.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
1 год обучения
№ Месяц Форма занятия Кол-во часов Тема урока Форма контроля
1 Сентябрь Занятие-беседа 1 Введение в программу.Инструктаж по ТБ. Опрос
2 Занятие-лекция 2 Знакомство с русским народным инструментом «Деревянные ложки». Опрос, тестирование
3 Занятие-лекция 1 Музыкальная грамота. Опрос, тестирование
4 Традиционное занятие 2 Основные фигуры игры на ложках. Практическое задание
5 Традиционное занятие 1 Основные фигуры игры на ложках. Практическое задание
6 Традиционное занятие 2 Разбор р.н.п. «Во саду ли, в огороде». Практическое задание
7 Традиционное занятие 1 Разучивание р.н.п. «Во саду ли, в огороде». Практическое задание
8 Традиционное занятие 2 Закрепление р.н.п. «Во саду ли, в огороде». Практическое задание
9 Октябрь Занятие-лекция 1 Основные средства музыкальной выразительности. Опрос, тестирование
10 Занятие-лекция 2 Основные фигуры игры на ложках. Опрос, тестирование
11 Традиционное занятие 1 Основные фигуры игры на ложках. Практическоезадание
12 Традиционное занятие 2 Разбор р.н.п. «Во поле берёза стояла». Практическое задание
13 Традиционное занятие 1 Разучивание р.н.п. «Во поле берёза стояла». Практическое задание
14 Традиционное занятие 2 Закрепление р.н.п. «Во поле берёза стояла». Практическое задание
15 Традиционное занятие 1 Разбор р.н.п. «Два гуся». Практическое задание
16 Традиционное занятие 2 Разучивание р.н.п. «Два гуся». Практическое задание
17 Ноябрь Занятие-путешествие 1 Закрепление р.н.п. «Два гуся». Опрос, тестирование
18 Занятие-путешествие 2 Истоки народного творчества. Опрос, тестирование
19