Речь пойдет не об экспертной деятельности вообще, а об экспертной деятельности педагога (именно эта деятельность отмечена в критериях портфолио педагога на аттестации!)
Сначала обратимся к определениям и понятиям.
Эксперт — специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса.
Экспе́рт (от лат. expertus — опытный) — специалист, приглашаемый для выдачи квалифицированного заключения или суждения по вопросу, рассматриваемому или решаемому другими людьми.
Где именно педагог может выполнять роль эксперта?
Эксперт необходим на следующих мероприятиях:
- экспертиза работ учащихся на ГИА и ЕГЭ;
- конкурсы профессионального мастерства, конференции, фестивали и т.д.;
- конкурсы работ учащихся, предметных олимпиад, конференций исследовательских работ и т.д;
- аттестационные комиссии;
- экспертные комиссии, проводящие экспертизу учебных программ, учебных пособий;
- экспертные комиссии при аккредитации и лицензировании ОУ;
- и т.д.
Какими качествами должен обладать педагог, чтобы стать экспертом?
Такими качествами должны быть:
- высокая профессиональная квалификация в вопросах, по которым будет проводиться экспертиза;
- широкий общий профессиональный кругозор;
- приятие критериев экспертизы, четкое следование процедуре экспертной деятельности;
- объективность;
- коммуникабельность;
- высокая культура общения;
- умение аргументировано отстаивать свою позицию;
- умение разрешать конфликтные ситуации.
В чем сущность экспертной деятельности педагога?
Экспертиза – это оценка материала в соответствии с определенными заранее критериями оценки. Эти критерии разрабатываются самими экспертами перед экспертизой или предлагаются им уже готовыми.
Критерии оценки экзаменационных работ разрабатываются заранее ФИПИ и предлагаются экспертам. Что касается экспертизы конкурсных работ, то она проводится несколько иначе. Уже определенные критерии оценки не обсуждаются и принимаются как данность. Представляется или разрабатывается и шкала оценок (обычно в баллах) критериев.
Эксперт оценивает материал (экзаменационные работы, конкурсные работы, статьи, ЦОРы или ЭОРы и т.д) в соответствии с определенными критериями и их разбалловкой и выставляет общий балл за материал.
Один материал оценивается не менее чем тремя экспертами (для объективности экспертной оценки), и по результатам их экспертной оценки выставляется итоговый балл за конкурсную работу.
Какой именно балл будет выставлен, зависит от уровня профессионализма эксперта.
После проведения экспертизы экспертом пишется экспертное заключение или рецензия – особый документ, отражающий качество материала по отношению к критериям экспертной оценки.
Если вы решаетесь стать экспертом, то принимаете все условия реализации этой деятельности:
- объективность оценки,
- беспристрастность,
- глубокое понимание критериев оценки и их приятие.
Что дает самому педагогу экспертная работа?
- Четкое понимание целей и задач любой деятельности.
- Качественное и количественное отражение деятельности и ее результатов в предложенном материале.
- Представление о качестве подготовки своего потенциального материала к различным конкурсным мероприятиям.
- Точное понимание требований к методической, дидактической, научной подготовке самого учителя.
Поэтому, на наш взгляд, экспертная работа – отличная школа для педагога. Это не только показатель его профессионального роста, но и показатель уровня его профессионального развития и мышления.
Сама экспертная деятельность не дает останавливаться на месте, постоянно толкает к дальнейшему развитию и совершенствованию, развитию коммуникации в профессиональной среде и взаимодействию в команде, расширяет круг профессионального общения и взаимодействия.
С самого начала надо очень четко понимать, что экспертная деятельность– это деятельность особого рода. Она требует не только профессионализма, но и особой ответственности, объективности и подготовки педагога.