11-03-2024
Фролова Александра Викторовна
воспитатель, МКДОУ ДС № 5 ОВ с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения
и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного
поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не
автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного
взрослыми.
Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической
последовательности этапов:
Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки,
расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи). Выявление и
осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый- злой). Определение ресурсов
(дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает). Ожидаемый
оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).
Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий
(упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.). Неожиданные, смелые
варианты решений
Достоинства использования элементов ТРИЗ:
является универсальным инструментарием, применимым во время
обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой,
практической, художественной деятельности; помогает сформировать
личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из
затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным
углом зрения.
Отличие от стандартных подходов в обучении
Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует
действия педагога. Согласно развивающей педагогике, малыш имеет большую
свободу мыслить самостоятельно, но все же ключевое решение находится в руках
преподавателя. Иллюстрируем эти подходы на примере. Предположим, что в
детском саду у всех детей одинаковые чашки. Как же запомнить свою?
Классический подход: воспитатель дает каждому по индивидуальной наклейке,
клеит на свою чашку и просит детей повторить это действие.
ТРИЗ в детском саду будет выглядит так: побудить ребенка самому придумать и
найти отличия на своей чашке. Это требует больше времени? Возможно. Однако
фантазия ребенка может поразить своей оригинальностью и необъяснимостью, и это
будет его личным осмысленным решением.
5
Практическое применение в детском саду.
Чтобы успешно применять ТРИЗ в детском саду, педагогу важно самому хорошо
разбираться в таких понятиях как принцип противоречий, использование всех
ресурсов, идеальный конечный результат и так далее. Однако не стоит детям
дошкольного возраста расписывать технический арсенал ТРИЗ — пусть лучше
будет побольше практики.
Например, у ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно
уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо». Тогда
вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно
сейчас использовать? Как подставку? Или это супер машинка, которая может ездить
на трех колесах?
Влияние методики на тип мировоззрения ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка еще нет сформированного мировоззрения.
Поэтому на этом этапе роль ТРИЗ в детском саду заключается в развитии
аналитического и сравнительного мышления, умении найти возможные решения и
выбрать оптимальные. Однако в дальнейшем такой мыслительный тренинг
сформирует не просто думающую личность, а того, кто способен развиваться
всегда. Это не узколобый закомплексованный человек, который сдается и теряется
перед трудностями. Нет, это такое мышление, которое осознает прошлые
неправильные выводы и гипотезы, но продолжает уверенно двигаться дальше.
Именно эти качества так ценятся в современном обществе. Целеустремленный
человек если и увидит перед собой глухой угол, то, проанализировав, поймет, что
он, возможно, сделан из пластилина или бумаги, и преодолеет его, затратив
дополнительные силы.
Выбор за каждым Конечно, каждый родитель или педагог сам будет решать, как ему
заниматься с детьми. Однако всегда полезно поразмышлять: каким я хочу видеть
своего ребенка или вверенных мне подопечных? Если все устремления и усилия
направить лишь на то, чтобы удовлетворить физические потребности и дать
минимальный багаж знаний, то вырастет ли тогда мыслящая и разносторонняя
личность? В наш век суеты и напряженного темпа порой непросто осваивать что-то
новое, но результат того стоит! В любом случае, подъем на гору начинается с
первого шага. И кто знает, какие скрытые возможности и огромный потенциал
можно открыть в себе, используя ТРИЗ? Главное - не бояться рушить стереотипы
преподавания и искать новые подходы. Конечно, совершенным преподавателем не
стать никому, а вот стремиться к этой цели можно постоянно!
2. Актуальность использования технологии ТРИЗ
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования
подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному
образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных
учреждениях, согласно вступившему в силу
6
ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим
потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а
целенаправленном формировании творческих способностей, развитии
нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские
сады.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова
будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия
творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким
образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть.
Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми,
замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной
мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и
технологий.
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у
детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в
нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного,
изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.
ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей,
развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и
нужно обучать.
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и
сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией.
Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать
и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является
принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от
его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник
принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с
одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,
диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне,
развитие речи и творческого воображения.
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную
программу, а максимально увеличить её эффективность.
- это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт,
логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и
мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с
пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.
Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что
потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой,
художественном творчестве и др.
7
Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей
настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями,
генераторами новых идей.
Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение
радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из
затруднительного положения.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному
развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на
вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать
практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и
режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно
обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация
успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка
активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его
развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою
индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо
зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах
используются следующие методы ТРИЗ
- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе
стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения
предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том
числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают
наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения
дошкольников творческому рассказыванию.
- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств
одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только
развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод «Системный ана
