10-12-2023 Нестяк Юлия Алексеевна, Богомолова Екатерина Андреевна
Составили:
Нестяк Юлия Алексеевна,
Богомолова Екатерина Андреевна
"ЛЮБИ И ЗНАЙ СВОЙ КРАЙ РОДНОЙ"
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна.
Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Нравственно – патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.
Актуальность
В современных условиях, как показывает анализ научно-педагогической литературы, проблема патриотического воспитания теоретически разработана недостаточно, кроме этого анализ работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяется недостаточно внимания.
Однако по проблеме патриотического воспитания имеется некоторое число исследований отечественных и зарубежных учёных (К.А. Гельвеций, Л.И. Лепелетье, A.M. Радищев, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Чернышевский и др.). В советской педагогике проблема разрабатывалась такими учеными, как В.А. Сухомлинский, Л.М. Фарбер, И.А. Каиров, И.С. Марьенко и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что большинство ученых (В.В. Белоусова, Н.И. Болдырев, К.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Л.И. Мищенко и др.) рассматривают патриотическое воспитание как часть нравственного, другие ученые (Н.И. Болотина, О. И. Павелко, Л.Ф. Спирин, П.В. Конаныкин и др.) считают патриотическое воспитание частью идейно-политического.
На воспитание патриотизма оказывает влияние воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, давать возможность детям почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.
В последние годы по-прежнему остаются актуальными вопросы, связанные с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родной природе, истории и культуре края, созданной трудом родных и близких людей, соотечественников.
Доказано важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная разнообразная деятельность, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на благо её. В этом контексте патриотическое воспитание и гражданское является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по ознакомлению детей с родным краем.
Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного детства на сегодняшний день является трудной задачей. Это связано, прежде всего, с особенностями возраста детей, многоаспектностью понятия патриотизм, отсутствием концепций, теоретических и методических разработок по патриотическому воспитанию. Данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы.
Современная концепция патриотического воспитания дошкольников (С.А.Козлова). Патриотическое воспитание в контексте всестороннего развития личности. Программа «Я — Человек» в свете концепции патриотического воспитания.
В программе «От рождения до школы» проблема патриотического воспитания дошкольников акцентируется на формировании любви к малой родине, России, государственной символике.
С.Н. Николаева (программа «Юный эколог») патриотическое воспитание рассматривает в русле экологического воспитания. Программа Николаевой С.Н. «Юный эколог» рассматривает человека как звено в экологической системе и ставит задачу бережного, заботливого и созидательного отношения к природе.
Программа «Наследие» предлагает введение детей в традиционную русскую культуру. Программа Л.В. Пименовой «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» ставит задачи нравственно-патриотического воспитания по трем направлениям: человек в истории, человек в культуре, человек в родном крае.
Авторский коллектив В. Логиновой, Т. Бабаевой, Н. Ноткиной (программа «Детство»), О.Л. Князева, М.Д. Маханева («Приобщение детей к истокам русской народной культуры»), Е.В. Пчелинцева («Непреходящие ценности малой Родины»); авторский коллектив Т.С. Комаровой, Т.А. Ротановой и др. («Народное искусство в воспитании детей»), Л.Е. Никонова («Воспитание начал патриотизма детей старшего дошкольного возраста»), Е.И. Корнеева («Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников») и др. сделали акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
В.А. Сластенин, говоря о воспитании патриотизма, делает акцент на обеспечение поэтапности: от привития любви к малой Родине, к своим родным местам, к природе родного края, его историческому прошлому - к формированию бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию; воспитание готовности к защите Родины; установлению братских и дружеских отношений с представителями других стран и народов. Мы с удовлетворением приняли идею поэтапного формирования патриотизма, которая нам близка, так как она позволяет осуществлять воспитание с учетом возрастного развития детей. Мы считаем, что ребенка дошкольного возраста нужно приобщать к познанию малой Родины и формировать чувство привязанности к ней, а на следующих возрастных этапах - к истории и культуре Отечества.
С.А. Козлова, Т.А. Куликова в учебном пособии «Дошкольная педагогика», разработанном с учётом новейших психолого-педагогических исследований в нашей стране и за рубежом, раскрывают решение проблемы воспитания основ патриотизма детей дошкольного возраста следующим образом: воспитание качеств личности - бережливость по отношению к вещам, книгам, природе; обучение готовности трудиться на благо своей группы и товарищей; приобщение к красоте окружающей природы; приобщение к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Средствами патриотического воспитания авторы пособия считают само окружение, в котором живут дети, художественную литературу, музыку, изобразительное искусство, игру, труд, праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду. Критериями воспитанности патриотизма названы: знание ребенка о названии страны, ее географии, природе, символике, имен, которые прославили Родину; интерес к приобретенным знаниям, который выражается в чтении стихов, пении песен.
В пособии определена целенаправленная работа по воспитанию патриотизма, но в то же время мы считаем, что формирование патриотизма лучше начинать с познания малой родины (семьи, места, где он
Посмотреть или скачать статью полностью вы можете по ссылке: {statya:path}