21-01-2024 Гильфанова Гульназ Талгатовна
Актуальность музыкальных занятий для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д.
Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:
− оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;
− нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;
− тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки; − развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;
− обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.
Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.
В настоящее время проблема гармоничного развития детей с особенностями развития становится одной из приоритетных направлений социальной политики государства. Современные педагоги музыкальных школ должны уметь применять современные психолого-педагогические технологии (включая технологии инклюзивного обучения) необходимые для работы с различными категориями обучающихся (в том числе с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья). Сегодня системы обучения в музыкальной школе претерпевают большие изменения. Учебные программы составляются с таким расчетом, чтобы предоставить детям с самыми различными музыкальными и психическими данными заниматься по индивидуальным планам и программам, приобщаться к культуре. Педагоги должны разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальную цель и стратегию обучения, создать творческую атмосферу образовательного процесса. Эта тема актуальна для многих педагогов, ведущих индивидуальные занятия обучения игре на музыкальных инструментах в музыкальных школах и школах искусств по освоению общеразвивающих программ.