Опубликованные материалы

«Развитие игровых и социальных навыков у ребенка с РАС»

15-05-2024

Гафиятуллина Асия Асадулловна

 учитель начальных классов ГБОУ "Набережночелнинская школа №68 для детей с ограниченными возможностями здоровья" г. Набережные Челны, Республика Татарстан

«Развитие игровых и социальных навыков у ребенка с РАС»


Аннотация:
Данная статья содержит сведения о различных подходах к
определению игровые и социальные навыки. В свою очередь, дети с РАС не интересуются
ролевыми сюжетами – они не «примеряют» на себя социальные роли и не склонны
копировать в играх реальные жизненные ситуации (семья, работа и т. д.). Поэтому в
практике широко используются специальные коррекционные (развивающие и обучающие)
игры для детей с детским аутизмом – именно они прокладывают для ребенка дорогу к
внешнему миру с его сложными законами и разнообразием событий.
Ключевые слова:
Расстройства аутистического спектра, аутизм, игра, игровые навыки, социальные навыки.
Детство – это очень важный и запоминающий возраст для человека.
Всякий, кто хоть немного наблюдал за ребенком, знает, на сколько большое место в его жизни занимает игра. В этом возрасте у ребенка закладываются основы личности, формируется характер, он учится взаимодействовать с другими людьми, ребенок получает первые знания об окружающем мире. Все эти процессы происходят с помощью игры.
В отечественной социальной психологии игра рассматривается как основной вид деятельности в дошкольном и школьном возрасте (Л.Ф. Обухова, В.С. Мухина, Л.А. Вангер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев)
Утверждения Л.С. Выготского о том, что именно игра – является
источником развития личности ребенка и создает зону его ближайшего
развития.
Игры очень важны для развития социальных и коммуникативных
навыков ребенка. Они учат наблюдать за действиями разных людей и
подражать им, ждать своей очереди, просить, учат привлекать внимание,
делится, добиваться успеха, настаивать на своем, и многому не мало важному
другому.
Цель проведения игр с аутичным ребенком
- Создание эмоционально-положительного настроя коммуникативного и
социального взаимодействия.
Задачи:
- Переживание приятных и радостных эмоций.
- Проявление эмоционального контакта со взрослым и другими детьми.
- Получение ребенком новой развивающей его информации.
- Внесение в игру новых социальных навыков.
Как аутичного ребенка заинтересовать игрой
Очень важно, особенно на начальном этапе обучения развивающим играм, нацеливаться
На собственные желания ребенка.
Благодаря постоянному наблюдению личных пристрастий и особенностей аутиста,
можно внести в его жизнь новые положительные впечатления и ощущения
разнообразить его мир самым комфортным и благоприятным для него
способом.
Очень важно моделировать игровые ситуации, требующие
совместного внимания ребенка и специалиста, а также стимулировать
поощрением ребенка даже за незначительные успехи.
Возникновение возможных трудностей во время игр с аутичным
ребенком
Самое частое затруднение состоит в том, что ребенок просто не включается в игровой процесс и не проявляет видимого интереса к нему.
Если ребенок не обращает внимания на игру и не желает принимать в ней
участия – ни в коем случае не настаивайте и не навязывайтесь. Часто бывает,
что игра ребенку нравится, но внешне он остается пассивным. Продолжайте
выполнять игровые действия, оставаясь в поле зрения ребенка. Дайте своему
подопечному возможность детально рассмотреть игру «издали», чтобы в
дальнейшем включиться в нее. Также могут возникнуть и другие проблемы –
например, когда ребенок:
- пугается новых ярких сенсорных ощущений. Поэтому предлагать
новое следует постепенно и «малыми дозами»;
- требует повторять какое-то игровое действие снова и снова.
Старайтесь не противиться его просьбам, чтобы он смог полностью
прочувствовать элемент игры, но при этом будьте начеку, чтобы полезная
игра не перешла в очередную бесполезную стереотипию;
- не понимает сюжета игры.
Разрабатывайте несложные сюжеты, не занимающие много времени.
Помните, что произвольное внимание детей с РАС отличается краткостью и
неустойчивостью. Посадите на игрушечную грядку только два помидора, а
не множество разных овощей и т. д.
В процессе развития игровых сюжетов маленький аутист может
упорно избегать или категорически не воспринимать какой-то из вариантов
игры. Следует быть готовым к этому и своевременно менять игровые модели,
предлагая новые, более интересные ребенку варианты.
Развивающие виды игр для детей с аутизмом
При аутизме заметно страдают коммуникативные навыки и адаптация
в социуме – это затрудняет нормальное существование аутичного человека в
реальном мире, где «жизненной базой» является социальное взаимодействие.
Развивающие игры для детей аутистов помогают детям адаптироваться в
социуме, улучшить контактность с окружающей средой, укрепить связь с
родителями, скорректировать нежелательное поведение, подготовиться к
взаимодействию с другими детьми в детском саду и школе (обычных или
специализированных). Основным мотивом их действий с предметами и
игрушками являются сенсорные свойства предметов, привлекающие
аутичных малышей. При этом ребенок может отказываться использовать
предмет по прямому назначению, однако любить его за какое-то отдельное
сенсорное свойство («приятность» на ощупь, определенный звук, издаваемый
предметом, его цвет и др.). В таком отношении к предметам есть
положительная сторона: сенсорные свойства предметов, приятные малышу,
можно использовать в качестве основы для игровых действий, с помощью
которых он будет развиваться. Именно поэтому в коррекционной работе
наиболее часто применяются сенсорные игры для детей с аутизмом.
Цель таких игр – раскрыть перед ребенком как можно более широкий
спектр чувственных ощущений, поэтому сенсорные игры подразделяются на
подвиды:
- напольные или настольные предметные (зрительные, тактильные,
осязательные ощущения);
- звуковые (слух);
- подвижные (ощущение движения);
- обонятельные, вкусовые и др.
Отметим, что стереотипные игры, являющиеся одной из «визитных
карточек» детей аутистов, тоже можно направлять в продуктивное русло,
присоединяясь к ним и постепенно отучая ребенка от длительного
бесцельного повторения одних и тех же действий.
Игры школьного возраста
Игры для детей с диагнозом «аутизм», достигших школьного
возраста, должны развивать:
- навык социального взаимодействия, чтобы сделать общение с
ровесниками более легким и помочь ребенку интегрироваться в коллектив;
- в шпиона. Опишите вслух внятно и подробно какой-либо предмет,
после чего ребенок должен будет отыскать его в комнате. Если это ему пока
не по силам – просто поставьте перед ним 2–5 разных предметов, а затем
опишите один из них и попросите показать его;
- в «нарисуй мое лицо». Нарисуйте на бумаге овал, а затем
гипертрофированной мимикой изобразите на лице какую-либо эмоцию –
злость, радость, грусть и т. д. Предложите ребенку запечатлеть на бумаге эту
эмоцию;
- в кукольный театр, где куклы и другие игрушки участвуют в сценках
о школе, магазине, разных знакомых малышу ситуациях из жизни.
Вместо игрушек можно использовать фотографии членов семьи и
самого ребенка, закрепленные на вертикальных фигурках – это сделает
игровой мир более реальным. «Отгораживание» аутиста от мира приводит к
нарушению сознательных и чувственных связей с другими людьми,
восстановить которые можно при помощи игр, направленных на развитие
эмоциональной контактности. Для детей, не говорящих вообще или
имеющих речевые проблемы, необходимо включать в игровой процесс
логопедические элементы. Прекрасной развивающей игрой для младших
школьников станут различные танцевальные движения и гимнастические
упражнения под ритмичную музыку. Включите веселую мелодию с четким
ритмом и предложите ребенку потанцевать вместе, показывая ему разные
движения, которые он должен будет повторять. Можно танцевать с мячом,
скакалкой, лентой, любимой игрушкой.
Игры подросткового возраста
Занятия и игры для аутистов подросткового возраста развивают контактность с ровесниками и способствуют более глубокому пониманию собеседника. К таким развивающим занятиям относятся:
- преодоление полосы препятствий. Препятствия можно создать из
больших мячей, стульев и других предметов. Лучше играть парами, чтобы один из детей был ведущим, отдающим команды, а второй – ведомым, исполняющим эти команды;
-«углубленный» просмотр фильмов. Посколькудети с РАС испытывают сложности с пониманием чужих эмоций и чувств, можно
показывать им сцены из фильма, содержащие социально-коммуникативные
моменты. Затем нужно обсудить эти сцены с детьми, чтобы выяснить, какие
моменты они заметили и поняли.
Обнаруженные непонятные моменты
нужно доступно объяснить, а затем включить видео еще раз.
Сенсорные игры для аутистов
Сенсорные развивающие игры для детей с аутизмом помогают им:
- войти в контакт со взрослым, начать доверять;
- получить информацию об окружающем мире, позитивные эмоции,
новые сенсорные впечатления;
- избавиться от напряжения;
- привыкнуть к выполнению конкретной роли (в сюжетных играх),
получить понимание социальных взаимодействий.
Новые чувственные впечатления можно дать ребенку при помощи таких игр,
как:
- «Смешиваем краски». Краски разных цветов смешиваются для получения новых цветов и оттенков;
- «Замок из пены». В миску наливается вода, добавляется жидкое мыло или другое средство, дающее обильную пену. В воду вставляется коктейльная соломинка, и ребенок дует в нее, от чего перед ним вырастает большая шапка белой пены, с которой можно играть. У «зрительных» аутистов самый чувствительный сенсор – это глаза.
Таким детям будут полезны игры с яркими дидактическими пособиями для складывания или сортировки различных фигур, а также другие дидактические материалы(включая специальные компьютерные программы), выполненные в ярких расцветках, аппликации, раскраски, сценки с яркими пальцевыми куклами и т. д.
Звуковые игры для детей с аутизмом
Аутичный ребенок как бы покрыт «панцирем», отгораживающим его от внешнего мира, в связи с чем он постепенно теряет способность к восприятию информации на слух. Это негативно сказывается на обучении и создает бытовые проблемы, а потому необходимо играть с ребенком в сенсорные звуковые игры, например: колокольчики снежным звоном, оберточная бумага, пакет, тихая погремушка и т. д. Ребенок должен изучить эти предметы и их звучание, а затем вы будете отворачиваться и

Поиск