Опубликованные материалы

Концептуальные подходы к исследованию адаптации учащихся младших классов к школе

02-06-2024

Калашникова Екатерина Викторовна

 Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №64 г. Пенза

В современном образовательном процессе главным является формирование знаний и умений. В число приоритетных в этом процессе включены личностные результаты. На личностные результаты освоения основной образовательной программы обращает внимание ФГОС начального образование, где одним из результатом освоения образовательной программы является «овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире».

Впервые термин «адаптация» применил в своей работе немецкий психолог Г. Ауберт. Адаптация – это прилаживание, приспособление. Следовательно, можно сказать, что адаптация – это приспособление организма его функций и органов к условиям какой-либо среды. Термин адаптация является междисциплинарным. Он применяется в различных научных областях. Среди психологов и педагогов нет единства при анализе сущности процесса адаптации. Л.С. Выготский рассматривает адаптацию как вхождение ребенка в мир культуры и социальных отношений. По мнению А.Н. Леонтьева, адаптация – это сложная динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Именно в этом процессе взаимодействия формируются свойства личности. Ф.Б. Березин также считает, что адаптация является динамическим процессом. В этом процессе происходит установление оптимального соответствия личности и окружающей среды при осуществлении свойственной человеку деятельности. Он позволяет человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать значимые цели. По Л.И. Божович адаптация человека имеет два спектра – биологический и психологический. Под психологическим аспектом адаптации она понимает приспособление человека как личности к существованию в обществе, учитывая требования этого общества, связывая их с собственными потребностями, мотивами и интересами. О.С. Багданова, Л.Я. Варламова трактуют адаптацию как :
– «процесс приспособления индивидуальных и личностных особенностей к жизни и деятельности человека в изменяющихся условиях;
– активное взаимодействие личности и среды в зависимости от степени ее активности;
– преобразование среды в соответствии с потребностями, ценностями и идеалами личности;
– изменения, сопровождающие на уровне психической регуляции, становления и восстановления, сохранения динамического равновесия личности».
Можно сказать, что адаптация – это сложный процесс, когда организм приспосабливается к новым социальным условиям. Процесс приспособления сопровождается эмоциональной нестабильностью детей. В этот период происходят изменения в поведении, в физическом и психическом развитии личности. Поэтому понятие «адаптация» является одним из ключевых в психологии и педагогике. Другими словами, любое поведенческое изменение, имеющее жизненно большое значение, будет говорить об адаптации личности в той или иной ситуации
Для ребёнка поведенческое изменение имеет большое значение, так как изменение будет говорить об его адаптации к школьной ситуации. Школьная адаптация – процесс и результат вхождения ребёнка в новую социальную среду развития. К теме школьной адаптации обращались многие психологи, медики и педагоги, такие как М.М. Безруких , Э.В. Галажинский, Н.Н. Заваденко, В.В. Сорокина и другие. Такое пристальное внимание объясняется тем, что школьная адаптация – это динамический процесс перестройки всего организма ребёнка, который обеспечивает его развития.
Имеются различные подходы и к определению термина «школьная адаптации». Я.Л. Коломинский говорит о школьной адаптации как о «перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы ребёнка». Эта перестройка происходит тогда, когда он переходит к систематическому обучению. М.В. Максимова также рассматривает школьную адаптацию как процесс и результат перехода к систематическому обучению. Результатом это вхождения является адаптированность. Под адаптированностью она понимает систему качеств личности, умения и навыки, которые обеспечивают успешность её дальнейшей жизнедеятельности. По мнению М. М. Безруких, школьная адаптация представляет собой процесс перестройки познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер при переходе к систематическому организованному школьному обучению .
Итак, можно сказать, что школьная адаптация – это изменение познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой деятельности ребёнка при переходе к систематическому организованному обучению в школе. Адаптация к школе младших школьников представляет собой длительный процесс, который связан со значительным напряжением всех систем организма. Происходит не только адаптация к успешной работе в школьной среде, но и способность младшего школьника к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию. Процессы школьной адаптации младших школьников имеют сложную структуру. Современные учёные выделяют три вида адаптации: физиологическую, социальную и личностную. Но Н.В. Кирюхина вместо личностной адаптации выделяет биологическую, Т.Г. Сергеева и М.В. Максимова вместо физиологической школьной адаптации выделяют академическую, социальную и личностную адаптацию. В.П. Каширин и В.А. Сластёнин выделяют психологическую адаптацию. Рассмотрим отдельно физиологическую, социальную и личностную школьную адаптацию.
При физиологической адаптации школьная нагрузка является тестирующим фактором. Поэтому, адаптации является индикатором состояния здоровья ребёнка. При переходе из дошкольного учреждения в школу значительно увеличивается нагрузка на детский организм. Физиологическая адаптация заключается в следующем. У детей младшего школьного возраста ведущим видом деятельности является учебная деятельность и движение. Урок длится 45 минут. Дисциплина урока требует от детей, чтобы они были усидчивы и внимательны. Учебный материал может быт сложным или не интересным, а это влияет на концентрацию внимания на уроке. Поэтому физиологическая адаптация – это способность детей сосредоточиваться и активно работать на протяжении всего урока. Данный вид адаптации можно развивать психологическими и физическими методиками.

Поиск