Опубликованные материалы

Из опыта работы научно-методической лаборатории по адаптации молодых специалистов

28-03-2024

Брыксина Светлана Михайловна

 

 директор МОУ "СОШ № 10" г. Саратова

Накопленный опыт работы с вновь принятыми учителями позволил в 2018 году открыть на базе школы городскую научно-методическую лабораторию «Создание модели научно-методического и психологического сопровождения социализации и полноценной самореализации молодых кадров» в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 10» Волжского района г. Саратова на 2018 -2021 гг. Параллельно с этим была разработана новая Программа развития на 2019 – 2023 гг. «Школа – территория компетентностного развития», одной из поставленных задач которой стало приведение уровня профессиональной компетентности педагогов в соответствие с требованиям профстандарта.
Основными направлениями деятельности Лаборатории стали:
1. Научно-методическая работа, направленная на углубление научных знаний и повышение научно-методического уровня молодых специалистов – наставничество, «круглые столы», методические семинары, консультативная помощь, разработка памяток молодому специалисту.
2. Работа по формированию профессионально значимых умений и компетентностей – разработка модели портфолио молодого специалиста.
3. Работа по повышению уровня владения научным стилем речи и культурой педагогического общения.
4. Психологическое сопровождение, в том числе тренинги и занятия по развитию способности работать в коллективе (команде).
5. Работа, направленная на освоение молодыми специалистами корпоративных норм поведения, кодекса этики педагога – совместные досуговые мероприятия, участие в командных соревнованиях.
6. Работа по освоению методики научно-исследовательской деятельности и презентации собственного опыта – участие в конкурсах педагогического мастерства, профессиональных олимпиадах.
7. Организация педагогического взаимодействия наставник – молодой учитель, молодой учитель – молодому учителю.
На момент организации лаборатории в школе работали 7 человек со стажем 4-5 лет, которые, с одной стороны, уже накопили определенный опыт и готовы им делиться, а с другой, сами продолжают адаптироваться (4 этап адаптации). Именно они привлекаются к работе с молодыми специалистами до 3 лет: помогают им готовиться к конкурсам, урокам, мероприятиям, действуя по принципу: Научился сам - научи другого.
Несмотря на то, что используются самые разнообразные методы и формы работы с молодыми, наиболее интересным стало использование элементов коучинга. Коучинг – технология далеко не новая. Но именно возможности этого метода позволяют организовать среду для личностного и профессионального роста молодого специалиста. В роли коучей выступают педагог-психолог, старшая вожатая, члены администрации, методисты, а также именно здесь появилась возможность реализовать такое направление работы, которое мы обозначили как «Молодые – молодым».

Поиск